Чтобы вызвать у людей больше доверия, преступники усложняют свои методы. На этот раз они разработали многоступенчатую схему для выманивания денег, в которой фигурируют не только службы безопасности банков, но и бюро кредитных историй (БКИ). О схеме сообщило Объединенное кредитное бюро.
Сначала мошенник звонит клиенту от имени сотрудника БКИ и говорит, что несколько банков якобы запросили его историю перед выдачей кредита. Поскольку человек отрицает, что подавал заявки в банки, его наводят на мысль, что кто-то другой пытается взять кредит от его имени по поддельному паспорту.
Затем аферисты предупреждают о том, что передадут информацию о попытке подлога в банки и просят дождаться звонка от банковской службы безопасности. Через пару минут звонит «сотрудник банка» и подтверждает, что «преступники пытались оформить кредит» на имя этого человека.
Чтобы «противостоять злоумышленникам», человека убеждают совершить зеркальные действия — подать онлайн-заявку на кредит, а затем перевести деньги на «безопасный счет», на самом деле — мошеннический. В итоге человек оформляет онлайн-кредит и остается без этих заемных денег.
Банки не возвращают потери, если человек добровольно перевел деньги мошенникам или сообщил свои конфиденциальные данные. Поэтому ни в коем случае нельзя выполнять инструкции незнакомцев, особенно когда они касаются банковских счетов или карт.
Если поступает тревожный сигнал «от банка», нужно класть трубку, самостоятельно перезванивать по телефону горячей линии и прояснять ситуацию.
В бюро кредитных историй тоже стоит обращаться самому — контакты БКИ можно найти на сайте Банка России. Иногда мошенники также подделывают сайты БКИ и предлагают платные услуги по «улучшению кредитной истории».
Подробнее о том, какие еще уловки используют преступники и как им противостоять, читайте в тексте «Социальная инженерия: почему люди сами отдают мошенникам деньги».