Найти тему
Московские истории

Рогожская застава: "На крыше сарая мы обустроили места для голубей и купили чеграшей и пегарьков по полтиннику"

Родные читателя канала "Московские истории" Владимира Мирона жили возле завода "Серп и Молот", на улице Курская канава. Там, как и по всей Москве в 60-е, жители держали голубей.

Завод «Серп и Молот», 1931 год.
Завод «Серп и Молот», 1931 год.

Население домов, которые строил ещё фабрикант Гужон, а позже и советская власть для рабочих сталеплавильного производства, а ныне завода "Серп и молот," каждое лето заготавливало дрова на зиму, так как отопление было в квартирах печное, вода - на улице в колонках, да и остальные удобства находились тоже не в тепле. Власти для хранения дров разрешали обитателям крохотных комнатушек возводить сараи, где можно было жить самому, держать и разводить живность (кур, кроликов). Ну а народ помоложе и посмелее из сараев обустраивал голубятни и начинал гонять голубей.

Вот и мы с моим другом Толиком из соседнего подъезда смастерили нагул с хлопушкой на крыше его сарая, обустроили места для птичьих пар внутри деревянного строения и принесли голубей - благо Калитниковский птичий рынок был километрах в трёх от нас. Купили простеньких чеграшей и пегарьков по полтиннику с обнадёживающей верой в то, что через неделю будем своих голубей "обганивать", положив начало зарождению хорошей, стабильной, летающей стае птиц.

На Птичьем рынке (Калитниковском), 1958 г. Фото Эриха Лессинга.
На Птичьем рынке (Калитниковском), 1958 г. Фото Эриха Лессинга.

Через два дня голубей украли - стоящее крайним в ряду сараев деревянное строение моего товарища вскрыли сбоку, отодрав несколько досок от стены. Соседние голубеводы не потерпели такой наглости - в ста метрах от их голубятен, которые и так конкурировали меж собой за пространство в небе для своих питомцев, двое юных наглецов взяли да и решили своими дешёвыми птицами помешать мирному течению орнитологической жизни соседних дворов. Закон голубятников суров - в небе не должно быть помех и преград для полёта твоих птиц, разве что этому могут служить чужие одиночные голуби, которые примкнут к твоей стае и окажутся в итоге в твоём нагуле. За пойманным голубем может прийти его хозяин и выкупить его, если голубятня по соседству, или ты продашь его в ближайший выходной на птичьем рынке за те деньги, что соответствуют данной породе птиц.

- Завтра утром пойдём искать голубей, - сказал мне Толик.

Я даже не задумался, как можно искать летающую птицу, настолько я был расстроен случившимся. Толик был старше меня года на три, а в мальчишеском возрасте эта разница была существенна. В свои неполные 16 он уже успел отбыть в икшанской колонии для малолеток около трёх лет по 206-й статье за хулиганство и считался негласным авторитетом для мальчишек не только нашего двора, но и всей улицы. Нравилось мне в нём то, что Толик много читал. Даже во время еды. Эту привычку он вынес из исправительного учреждения, где, по его словам, была хорошая библиотека. Там же, в Икше, он закончил восьмилетку, и теперь мог быть совершенно самостоятельным - пойти работать, ибо в стране существовал закон о 8-летнем обязательном образовании, и получившие его имели возможность с этого момента помогать своей семье материально, тем самым взрослея раньше сверстников, продолжающих обучение в средней школе.

С первой зарплаты Толик купил виниловый диск американца Дина Рида, и песня "Элизабет" через месяц опротивела всему населению нашего двора, так как окно комнаты Толика выходило прямо на то место, где стоял стол для игры в лото, и бабки при расставлении деревянных бочат на пронумерованные клетки картонных табличек осеняли себя крестным знамением, защищаясь тем самым от чужеродных слов заокеанского исполнителя.

Утром мы пошли на поиски пропавших, а вернее, украденных голубей.

Начало: Улица Курская канава, несмотря на название, была чиста, ухожена и утопала в цветах.

Продолжение следует