Девять лет назад было начато строительство железнодорожной ветки Элегест – Кызыл – Курагино. По проекту стальная магистраль должна включить Туву в единую транспортную систему страны. Дело в том, что с остальной территорией России сибирская республика соединяется лишь двумя автомобильными дорогами. Помимо транспортной функции ветка должна была стать якорем социальной стабильности. Постоянный отток местного населения в Красноярский край грозит Туве серьёзными последствиями. А подвод рельс к месторождениям коксующегося угля обеспечит работой более 10 тысяч человек.
История
Впервые о постройке железной дороги в сторону Кызыла заговорили еще в 1958 году. Проект был включен в план развития Сибирского региона. Однако напряжённые отношения с Китаем вынудили перенаправить ресурсы на строительство БАМа. Накануне перестройки, в 1985 году, правительство вновь обратило внимание на периферийный регион. Высказывались предложения по организации очередной комсомольской стройки, но распад СССР разрушил планы. В середине 00-х при поддержке С. К. Шойгу проекту дали третью жизнь. К делу подключились крупные горнодобывающие и металлургические компании.
Технические характеристики магистрали
Предполагается строительство однопутной неэлектрефицированной железной дороги стандартной колеи. На протяжении 400 км будет возведено 8 тоннелей, 127 мостов и 12 разъездов.
Список станций:
Курагино, Курагино-2, Нижний Кужебар, Чёрная Сопка, Арадан, Аржаан, Кызыл-Грузовой, Кызыл-Пассажирский.
Текущее состояние
Многочисленные срывы сроков и финансовая несостоятельность подрядчиков, привели к тому, что на сегодня построен лишь 1 км пути в районе станции Кызыл-Грузовой. Для оптимизации расходов, правительство ищет соинвесторов среди крупного бизнеса стран ЕАЭС. Одним из вариантов развития является привлечение к стройке железнодорожных войск.
Критика
Ряд финансовых специалистов утверждает, что проект будет планово-убыточным и никогда не окупится. Тупиковая ветка будет работать только на вывоз. А металлурги скептически относятся к местному углю. Период коксования тувинской породы составляет 36 часов, против 24 у кузбасского угля.
Перспективы развития
Включение ветки в коридор Россия – Монголия – Западный Китай позволит горнопромышленникам выйти на китайский и индийские рынки угля. Большие объемы потребления породы перекроют его технологические недостатки. Также возможно создание в республике зоны свободной торговли. Это превратит Туву в крупный хаб для товаров из стран Юго-Восточной Азии.
Как будут развиваться события, покажет время. Будем надеяться на лучшее и пожелаем успехов солнечной Туве.
Понравилась статья? Порадуй автора лайком, а еще лучше подпиской. Впереди нас ждет много интересного.)