Хотя считается, что отходит паром ни то из Усть-Цильмы, ни то из Щельяюра, первая стоит в полусотне километров (то есть 4-5 часах пути) ниже причала, а второй километрах в 20 выше и мимо него паром даже не проходит. На самом деле южная пристань нарьян-марских паромов - так называемый Кабель, безымянное место у переправы автодороги от станции Ираёль в Усть-Цильму.
Здесь даже не ловит сеть. Просто песчаная низинка у реки, между таёжных увалов.
Но есть усть-цилемские паромы ходят поперёк Печоры...
...то нарьян-марские - вдоль, и путь их затягивается на двое суток.
Обслуживают их три частных компании. Вот паром "Транзита" стоит у пристани, как бы сложенный пополам: баржа с жилым модулем, но вместо буксира - полноценная самоходка СТ-57. Она относится к типу СТ-300, которые строились, кажется, на всех советских реках, но - полностью местная, построена в Печоре на ремонтно-эксплуотационной базе пароходства в 1989 году.
Поэтому отход парома сопровождается довольно сложной швартовкой:
Гвоздь печорских барж - надпись "Береги рукиноги!", украшаашая оба судна. Мы с Ольгой поняли это как политкорректный вариант "Береги руки-крюки!" - "если рукой умеешь делать не больше, чем ногой, не суй её куда не просят".
Вторая надпись - более ординарная "Берегись колышек!".
Вот так паром выглядит в "собранном" виде по пути вниз по реке:
Каюта просторная и довольно уютная:
А в камбузе есть и кухня, на которой можно самим что-нибудь приготовить (или по крайней мере разогреть):
Волны Печоры барже рассекать предстояло ещё сутки с лишним: