Найти тему
ЮристЪ

Сомнения в действиях преподавтеля: Что говорит закон?

Важнейшей проблемой образования в современном мире является знание обучающимися и их родителями своих прав и обязанностей, а также их источников. Зачастую школьники, студенты и их родители сталкиваются с неправомерным и вопиющим поведением со стороны преподавателей и администрации образовательного учреждения. В данной статье я опишу основные нормативные-правовые акты в сфере российской системы образования, а также объясню основные правовые принципы отношений между учеником и преподавателем.

Первым и самым главным правовым актом является Конституция РФ.

Помимо того, что Конституция как таковая устанавливает ваше право на образование (ст. 43), она также устанавливает ваши основные и неотчуждаемые права личности, которые также и не должны нарушаться в стенах образовательных учреждений. Думаю всем знакома ситуация когда в классе есть изгои и в коллективе процветает так называемый буллинг, или когда преподаватель закрывает ученику рот не потому что ученик просто выкрикивает, а потом что учитель не приемлет такую позицию или плохо относится к ученик, особо актуально на фоне этого выглядят такие положения Конституции: Статья 21 Конституции РФ, которая гласит об охране достоинства личности и о том, что никто не должен подвергаться пыткам насилию другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. А также статья 29, гласящая о свободе мысли, слова и выражению своего собственного мнения, более того этот пункт дублируется Конвенцией о правах ребенка, действующей в России (ст. 13) и Федеральным законом об образовании (п. 10 ч. 1 ст. 34). Ни один учитель не выше Конституции, поэтому за нарушения данных норм следует написать в департамент образования вашего региона

Вторым по значимости правовым актом является Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989

Конвенция устанавливает множество норм, касающихся ребенка в целом, я же расскажу вам о нормах, которые непосредственно касаются образования, но стоит учесть, что все нормы данной Конвенции должны исполнятся преподавателями, родителями и государством.

Основными положениями являются ст. 28 и 29 Конвенции. Статья 28 устанавливает обязанность государства в обеспечении бесплатно и обязательного начального образования, поощряют получение среднего образования, а также введения бесплатного среднего образования, также обеспечение доступности высшего образования. Также в статье указано, что государство обязано обеспечить все необходимые меры, для того чтобы школьная дисциплина поддерживалась методами, отражающими человеческое достоинство ребенка, что говорит о том, что учителя не должны кричать, оскорблять, отпускать неуместные шутки и уж тем более применять физическую силу.

И Федеральный Закон "Об образовании" также является важной составной частью правового регулирования системы образования в России. Основные принципы правового регулирования в сфере образования:

1)признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Преподаватели же в свою очередь обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

В следующих статьях я расскажу о правах ученика, о том, что делать если вам кажется, что учитель ведет себя некорректно и даже как на этом можно заработать.

Подписывайся, ставь лайк, комментируй, знай закон, всем пока!