В своем рассказе о воспоминаниях Агафьи Лыковой об истории своей семьи я дошла до 1932 года, когда был организован Алтайский заповедник и старообрядцам с Лыковской заимки было предложено в течение года перебраться с Каирсу в другое место.
Долго решали отшельники, как поступить и куда податься. В итоге решения приняли совершенно разные. Отец Ефросин ушел все же на Малый Абакан. Попрощался со всеми и отправился в путь, чтобы успеть пройти через перевал до того, как ляжет снег, и хоть как-то обустроиться на новом месте. Исай Назарович тоже решил уходить. Он с трудом перенес смерть отца и больше всех говорил о приближении Апокалипсиса. Он все чаще говорил о том, что им всем надо "накрыться" (Насколько я понимаю, "накрытие" означает отречение от семьи и всего мирского).
Кроме того, он требовал прекращения брака между мужем и женой. Братья Лыковы были против, возражая Исаю, что они, помимо себя, отвечали за свои семьи и матерей, но Исай не хотел слышать никаких возражений. Однажды, во время одного из таких споров, он вспылил и ушел с заимки, а обратно уже не вернулся.
Карпа Лыкова Акулина уговаривала вернуться обратно на Бию, к ее родне. Евдоким же решил остаться, потому что его жена Аксинья была в положении, а на руках была еще двухлетняя малышка дочка. Тогда Карп помог брату срубить небольшую избу в нескольких километрах от заимки. На берегу Абакана была небольшая терраса, которые кержаки называют "прилавками". Так вот прилавок этот был так закрыт со всех сторон кедрами, что его мог найти только тот, кто знал об этом месте.
После того, как братья убрали урожай, Евдоким проводил Карпа и его семью через Абаканский хребет. Сам он оставался в новом потайном месте со своей семьей, матерью Раисой, вдовой Степана Зиновией и ее сестрой Настасьей. К сожалению, я не нашла информации, куда отправилась Анна Саночкина, вдова Галактиона. Братья Лыковы договорились, что следующим летом Карп вернется на заимку, чтобы помочь Евдокиму с переездом.
Как я поняла из всех источников, трагедия произошла через год, когда Карп пришел за братом и его семьей. Они убирали урожай, когда на них вышли, отправленные к ним охранники заповедника, получившие новую, странную форму. Я писала об этом здесь, поэтому повторяться не буду. Расскажу только те подробности, о которых не упоминала раньше. Оказывается, у Евдокима сдали нервы, потому что до этого отец Ефросин рассказывал о зверствах в других староверских поселках, творимых такими же людьми в черном. Когда его подстрелили, он не просто упал, а из последних сил рванулся под откос в определенном месте и скатился вниз.
Карп, бежавший за ним, бросился следом. И, пока он отлеживался, схоронившись от пришельцев, все мысли были о брате. Карп видел, что в него попали и вспомнил, что неподалеку от того места, где он лежал, они с братом несколько лет назад устраивали солонец (я рассказывала о солонцах тут), и рядом построили небольшой схрон. Лыков пополз туда и нашел Евдокима на нарах внутри. Пуля попала в живот и прошла навылет. Оба понимали, что Евдоким не жилец, поэтому он исповедовался брату и попросил не мстить никому, не брать греха на душу, и еще не бросать его семью.
Когда Евдоким отошел, Карп вышел из схрона и обнаружил, что он весь в крови брата. Пошел умываться к ручью, там то и нашли его все те же охранники со взведенными винтовками. Карп даже сопротивляться не стал, попросил только дать помолиться. Возможно это и переломило дальнейшие события. Опустили охранники ружья, но все же стали выпытывать, где остальные. Карп пошел в отказ, заявив, что никого не выдаст, даже, если будут стрелять. Тогда охранники составили протокол, в котором обвинили братьев Лыковых в вооруженном сопротивлении. Но и этот протокол Карп отказался подписывать.
Так и ушли охранники ни с чем. Много позже люди много говорили о том, что Евдоким был первым в списке на должность смотрителя на новом кордоне заповедника. И на ту же должность среди прочих других метил Ермила Золотаев из Тишей. Говорили также, что накрутили охранников перед тем, как отправить на кордон, наказали испугать. Кто накрутил? Сейчас уже не разобрать, да только, говорят, что, когда Золотаев узнал, что Евдокима убили, он пытался повеситься. А когда откачали, говорят, что сильно каялся...
Карп же Лыков, по словам Агафьи, смотря вслед уходящим охранникам, забравшим просто так жизнь его младшего брата, решил, что никуда он теперь с Абакана не уйдет, и не простит новой власти смерть Евдокима.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы прочесть продолжение истории и много другой интересной информации.