Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» была написана в 1829—1830 годах и входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этом цикле повестей писатель рассказывает о своей родной Украине, об ее интересных поверьях и преданиях. Это была самая первая книга писателя, которая имела большой успех.
Повесть необыкновенно поэтична. Перечислим средства выразительности, которые делают повествование очень эмоциональным и лиричным:
Метафоры: "Звонкая песня лилась рекою по улицам села***"
"вечер (…) мечтательно обнимал синее небо" (метафора-олицетворение)
Ганна обращается к парубку, "задумчиво потопив в него свои очи".
небесный свод – «Горит и дышит он».
Эпитеты: "вечер, вечно задумавшийся" (эпитет- олицетворение).
риторические вопросы: Чья же это хата? Чья это дверь?
Риторические восклицания: Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Повтор: Божественная ночь! Очаровательная ночь! (…) Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Еще одна особенность повести - реальность переплетается со сном: с фантастическим, параллельным миром. Помимо реальных, мы уже упомянули фантастических героев повести - это ведьма, панночка-утопленница и другие девушки-призраки.
Радостные же ноты, повествующие о молодых людях, об их песнях, танцах, встречах и шутках, перемежаются с мрачными и горькими, когда речь заходит об утопленнице.
В самом названии повести заключено смешение, даже оксюморон (соединение несоединимого): "майская ночь" (красота, тепло, романтика) - и "утопленница" (мотив гибели, самоубийства, жизненной драмы).
А романтизм (в пейзаже, в легендах) смешивается с реализмом в том, как показаны персонажи старосты, винокура, других обывателей. Реалистически показана украинская речь (в песнях Левко на украинском языке, в отдельных словах и выражениях), а также речь пьяного козака:
«Вот что, а не то что… — продолжал он, подходя к первой попавшейся хате, и остановился перед окошком, скользя пальцами по стеклу и стараясь найти деревянную ручку. — Баба, отворяй! Баба, живей, говорят тебе, отворяй! Козаку спать пора!»
Итак, романтичный возвышенный тон перемежается в тексте с юмором, иронией, сатирой. Пример иронии:
И с той поры голова, об чем бы ни заговорили с ним, всегда умеет поворотить речь на то, как он вез царицу и сидел на козлах царской кареты. Голова любит иногда прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать.