Цикл Деминга-Шухарта
Цикл PDCA или цикл Деминга (также известный как цикл “PDSA” или цикл Шухарта) представляет собой модель непрерывного улучшения качества, состоящую из логической последовательности четырех шагов: планирование, выполнение, проверка и действие.
Прародителем цикла PDCA является выдающийся эксперт по статистике Уолтер Шухарт, который представил концепцию Plan, Do, See. Таким образом Шухарт выделял 3 стадии управления качеством:
- Разработка допусков (техническое задание, техническое условие, спецификация) для всего, что требуется;
- Производство продукции, удовлетворяющей требованиям;
- Проверка (контроль) произведенной продукции для оценки ее соответствия допускам.
Шухарт считал, что именно такая последовательность важна в мире, где все процессы подвержены вариациям, в противоположность другому миру — точной науке. Шухарт преобразовал такую последовательность в окружность, которую отождествил с динамическим процессом приобретения знаний. После первого круга можно многое узнать из результатов контроля, дабы улучшить допуски на то, что требуется.
Цикл PDCA
Деминг утверждал, что последовательность шагов будет повторяться в лучшей форме, если использовать знания, накопленные на предшествующей стадии. Поэтому, по мнению Деминга, процесс решения проблем должен включать планирование, реализацию, проверку и действие. Суть цикла PDCA — в непрерывном обучении на основе опыта. В начале нужно спланировать (plan) действие, потом выполнить его в пилотном варианте (DO), затем сравнить результат с планом (CHECK) и, если все в порядке, сделать план стандартом (ACT). Цикл PDCA обычно применяют в детально проработанных рабочих процессах и на всех уровнях — на уровне группы, на уровне компании в целом и далее включая в его сферу другие компании.
ПЛАНИРУЙ или ВЫЯВИ ПРОБЛЕМЫ
На этом этапе происходит выявление проблем, которые необходимо решить и определяются возможности для улучшения. Необходимо узнать все, что можно о проблеме, анализируя как имеющиеся данные, так и возможные варианты. Хорошим инструментов для анализа проблемы служит простой инструмент анализа “5 почему”. Также этот пункт предполагает составление плана по достижению поставленных целей.
ДЕЛАЙ или РЕАЛИЗУЙ КОНТРМЕРЫ
На этом шаге необходимо приступить к выполнению того, что было определено на предыдущем шаге. Обычно тестируются небольшие изменения и собираются данные, чтобы оценить эффективность этих изменений. Деминг рекомендовал, чтобы этот шаг проводился в масштабе, достаточном для получения полезной информации, но не больше, чем потребуется в том случае, если дела не пойдут удачно.
ПРОВЕРЯЙ или ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Это наиболее важный шаг цикла PDCA. Здесь измеряются, проверяются и анализируются результаты, то есть данные сравниваются с запланированными на первом шаге.
ВОЗДЕЙСТВУЙ или СОЗДАЙ ПОТОК
Если небольшие изменения прошли успешно и вы добились требуемых целей, то можно внедрять эти изменения на более глобальном уровне. За этим шагом может последовать еще один “круг”, с использованием полученных знаний или в связи с намеренным измененными требованиями (чтобы узнать еще больше). Также, это может быть последним шагом решения — принять или отклонить план.
Цикл PDCA в системе менеджмента качества
Цикл Деминга является требованием стандарта ИСО 9001, который применяется для осуществления процессного подхода при управлении организацией. Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и осуществлять возможности для их применения. Концепция качества Деминга основана на том, что все бизнес-процессы организации должны быть проанализированы и измерены, чтобы идентифицировать источники отклонений, которые не соответствуют требованиям заказчиков. Поэтому бизнес-процессы компании также помещаются в непрерывны цикл обратной связи для того, чтобы менеджеры могли выявить и изменить те части бизнес-процесса, которые нуждаются в улучшении. Таким образом, цикл PDCA может быть применен абсолютно ко всем процессам. Вот как выглядит цикл Деминга в системе менеджмента качества.
Применение процессного подхода организацией позволяет подчеркнуть важность понимания и удовлетворения требований заказчика. Более того, при таком подходе все процессы организации рассматриваются с точки зрения процессов добавления стоимости, что позволяет увеличить эффективность и производительность процессов.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Семь видов потерь на производстве и инструменты для устранения потерь
Система 5S и визуальный контроль в бережливом производстве
Концепция Канбан и система вытягивания на производстве
14 принципов менеджмента Тойота
Что такое поток единичных изделий и его отличие от массового производства
Разработка и внедрение карты потока создания ценности
Кайдзен — инструмент непрерывного улучшения. Как внедрить кайдзен?
Стандартизация процессов и процедур
Генти генбуцу — концепция личного участия
Методика анализа с помощью “5 почему”
Пока-ёкэ как метод предупреждения ошибок
Дзидока — принцип встраивания качества
Андон — устройство визуального контроля