Благодаря исключительному праву на товарный знак владелец обозначения может в суде защитить свои права и запретить другим лицам применять знак. Кроме того, через суд можно опротестовать решение Роспатента об отказе в регистрации знака. Есть и другие поводы обращения в суд.
«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации товарного знака от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶
Какими могут быть основания для защиты товарного знака в суде
В суде рассматривают следующие виды споров по товарным знакам:
- Споры по процедуре регистрации товарного знака: отказ Роспатента регистрировать знак, необоснованный возврат заявки и задержка сроков рассмотрения документов.
- Споры, связанные с использованием знака: нарушение требований лицензионного договора, применение знака без согласия владельца, прекращение охраны обозначения до окончания срока регистрации.
- Споры, связанные с антимонопольным законодательством: недобросовестная конкуренция, оспаривание штрафов Федеральной антимонопольной службы.
В некоторых ситуациях заявитель не может сразу обратиться в суд – перед этим необходимо попытаться уладить проблему через ведомственное учреждение. Например, оспорить отказ Роспатента в рассмотрении документов на регистрацию знака нужно сначала в Палате по патентным спорам. Только если Палата не встанет на сторону заявителя, он сможет подать иск в суд.
Чаще всего в судах рассматривают дела о товарных знаках, связанные с:
- незаконным использованием торговой марки без договора;
- нарушением контрактов на использование знака – предприниматели вовремя не оплачивают лицензию на товарный знак или используют обозначение в категориях товаров, на которые нет разрешения;
- досрочным прекращением исключительных прав из-за того, что предприниматель не использует торговую марку.
Принципы урегулирования спора в суде
Если предприниматель обнаружил, что его товарный знак использует другая компания в отношении той же категории товаров или услуг, он может направить письменный запрос в эту организацию. В запросе необходимо потребовать перестать применять знак. Если просьба осталась без ответа, можно подать в суд.
Существует четыре основных ведомства для защиты прав на интеллектуальную собственность и урегулирования споров в этой сфере:
- Палата по патентным спорам.
2. Суд по интеллектуальным правам;
3. Арбитражные суда разного уровня;
4. Верховный суд РФ.
Большая часть разногласий рассматривается в Суде по интеллектуальным правам. Но для споров по незаконному применению обозначений нужно обращаться сначала в арбитражный суд субъекта.
Участниками споров, касающихся интеллектуальной собственности, выступают:
- владелец товарного знака;
- субъект, нарушивший правила использования обозначения;
- Роспатент – его привлекают как заинтересованную сторону, когда решается вопрос правовой защиты знака.
Иногда к судебному процессу привлекают экспертов, например, лингвистов, которые могут доказать совпадение товарных знаков.
Кейс Гардиума ▶▶▶
Этапы подготовки иска в суд
Этап 1. Владелец товарного знака сам должен доказать суду, что нарушение его прав действительно произошло. Поэтому первое, что нужно сделать – собрать доказательства. Это могут быть:
- фото- и видеоматериалы, доказывающие распространение товара под чужим товарным знаком;
- рекламные материалы;
- товары под чужой торговой маркой, акт об изъятии контрафакта;
- протоколы осмотра сайта нотариусом;
- товары, которые проданы на территории, где не действует лицензионный договор;
- квитанции о частичной оплате за использование торговой марки;
- заключение эксперта о сходстве товарных знаков.
Этап 2. Необходимо предоставить доказательства, что товарный знак похож или не похож на зарегистрированный ранее.
В 2007 году Верховный суд РФ признал, что в делах о сходстве товарных знаков прежде всего учитывается мнение покупателей. В этом случае экспертизу проводить необязательно. Привлечение специалистов необходимо, если нужны специальные знания для того, чтобы сделать выводы о схожести знаков.
Товарные знаки признают сходными, если они напоминают друг друга, несмотря на явные отличия. Сходство может быть смысловым, графическим или звуковым.
Звуковое сходство определяется по:
- совпадению звуков;
- числу совпадающих слогов, их расположению;
- ударению;
- обозначению, которое полностью входит в другое.
Графическое сходство определяется по:
- общему впечатлению от знаков;
- шрифту;
- использованию цвета, фигур, букв и цифр.
Признаками семантического сходства могут быть:
- одни и те же идеи в знаке, например, то же самое слово на иностранном языке;
- одинаковые элементы, которые несут одну смысловую нагрузку;
- противоположные идеи.
Суд при рассмотрении товарных знаков должен учесть все признаки, по которым обозначения могут быть схожи.
Этап 3. Подготовить обоснование для расчета компенсации. С 2015 года правообладатель может выбрать способ компенсации за незаконное применение товарных знаков:
1. Возмещение финансовых потерь и упущенной выгоды в полном размере. Но владелец знака сам должен представить доказательства, обосновывающие сумму.
2. Выплата, предусмотренная законодательством РФ. Сумму определяет суд.
Кроме возмещения убытков правообладатель может добиться конфискации продуктов. В любом случае, бремя доказательства вины нарушителя лежит на владельце знака. Если вам нужна помощь в защите прав на товарный знак, обратитесь в патентное бюро.