Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое использование текста без предварительного согласия правообладателя.
Тексты песен не принято интерпретировать. В лучшем случае можно встретить поверхностные и субъективные рецензии, которые исследователи создают, опираясь на биографии популярных артистов. Неужели стихи музыкальных композиций недостаточно хороши для всестороннего изучения? Скорее всего, виноват известный стереотип, когда лирику, рассчитанную на широкие массы, считают второстепенной по отношению к классической поэзии. Критики достаточно неохотно расстаются с точкой зрения, по которой популярные песни становятся «лишенными всякого смысла».
Кстати, от отсутствия интереса читающей публики страдали и знаменитые литераторы. Например, можно вспомнить польского писателя-фантаста Станислава Лема, творчество которого в основном комментировали… физики-теоретики. Несмотря на огромную популярность произведений Лема, критики долгое время не замечали его творчество. Он писал по этому поводу: «В этом смысле я со всеми своими миллионными тиражами вообще не существую». Эту несправедливость отчасти удалось преодолеть только в последние годы.
Отсутствие качественных интерпретаций лирического наследия Queen не могло не волновать поклонников группы. Среди них видное место занимает журналист и продюсер из Мельбурна Элеонора Грей, которая подготовила множество телевизионных и радиопрограмм, документальных фильмов, подкастов, в которых нередко обращается к творчеству Фредди Меркьюри. В 2013 году она выпустила статью «The Fan, The Lyric and What Freddie Meant», в которой вновь затронула проблему всестороннего изучения музыки британской группы.
«Наконец-то я смирилась с мыслью, что никогда не узнаю точно, что имел в виду Фредди Меркьюри.
Я влюбилась в Queen в восьмилетнем возрасте, и Фредди Меркьюри до сих пор остается моим самым любимым исполнителем. Долгое время я трактовала его песни, опираясь лишь на собственный опыт, случайные ассоциации и интуицию. Но только спустя годы я поняла, что такой подход очень далек от истины. Смысл песен Queen показался далеким и расплывчатым, что во многом объяснялось отсутствием хорошей филологической подготовки. Так хотелось довериться словам Фредди Меркьюри, который считал свою музыку легкомысленной: «Мои песни как одноразовые бритвы; они сделаны для удовольствия, для сегодняшнего употребления. Люди могут выкидывать их как использованные салфетки. Они могут слушать их, получать от них удовольствие, выбрасывать и ставить новые».
В своих первых интервью он говорил о трудностях, связанных с сочинением песен. Позже Фредди упоминал о творческой рутине, что сразу же вызвало у меня глупую аналогию: тогда я сравнила процесс написания песен с производством сосисок на фабрике. Конечно, всё это далеко от действительности. Автор старательно избегал вопросов о личных моментах в своем творчестве, призывая слушателей оставлять свои интерпретации текстов. Но он также не отказал себе в удовольствии оставить небольшой намек на некоторую автобиографичность лирики: «Никогда не спрашивайте меня о моих стихах. Часто задают вопрос: "Почему вы написали такие-то стихи и что вы хотели этим сказать?" Я не люблю объяснять, о чем я думал, когда сочинял песню. Эти объяснения ужасны. И это все совсем не то».
Я провела много времени, изучая наследие Фредди. Кроме того, я познакомилась с множеством книг и интервью, которые музыкант давал в разные годы. Мне также удалось встретиться с людьми, которые близко знали Меркьюри, а также с уважаемыми критиками и простыми поклонниками, при этом у каждого из них было свое восприятие его творчества.
Конечно, такой подход нельзя отнести к научному исследованию, но все-таки мне удалось получить несколько любопытных открытий. Например, один поклонник предположил, что нежелание Фредди рассказывать о своих композициях было продиктовано суеверием. Углубляясь в трактовку песен, Меркьюри, по мысли автора данной гипотезы, мог потерять способность к творчеству. Якобы, в процесс могли вмешаться высшие силы, не позволяющие раскрывать истину простому смертному. Любопытно, но слишком сложно. И таких экзотических версий мне приходилось слышать немало.
Мне же кажется, что Фредди не хотел раскрывать свои мысли и чувства, предпочитая не делать свой внутренний мир предметом общественных пересудов.
Я много раз смотрела интервью, в котором музыкант позволял себе некоторую откровенность, рассказывая о том, как в порыве вдохновения, ночью, подвигал пианино к кровати, стараясь удержать новую мелодию песни. Также все поклонники знают историю появления сингла "Crazy Little Thing Called Love", который Фредди сочинил в своем гостиничном номере в Мюнхене. А что другие песни? Неужели мы никогда не узнаем об их происхождении?
И все-таки мне не хотелось довольствоваться мнением автора о легкомысленном характере его текстов. Разве можно поверить, что Фредди считал своим композиции одноразовыми, учитывая, с какой страстью и рвением он работал в момент их создания? Но может быть, так думаю только я? Возможно, я слишком долго находилась вместе с музыкой Queen, пытаясь найти забытые смыслы великих творений Меркьюри. Все это время я верила, что Фредди вкладывает в свои прекрасные песни что-то глубоко личное. Конечно, существовала вероятность, что автор рассматривал музыку лишь как источник дохода, но я почему-то была убеждена, что Фредди всегда оставался лишь сентиментальным художником. Знаю, что многие критики и поклонники принимали его слова за чистую монету, но мне же хотелось видеть в этом нечто большее.
Признаюсь, было время, когда по иронии судьбы меня совершенно не интересовало, какой смысл музыкант вкладывал в свои композиции. Будучи подростком, я писала довольно нелепые эссе, посвященные творчеству группы. Нередко я использовала известные провокационные приемы, чтобы разозлить и увлечь читателей. Я сознательно стремилась к тому, чтобы поклонники пытались разубедить меня, доказать всю неправоту моих личных (и детских!) суждений. В то время я стремилась не к объективным оценкам, а к интересу читателей. Страсть и авторитет, с которыми слушатели говорили о музыке Queen, действительно вдохновляли меня. Ситуацию не портило и отсутствие ссылок на интервью Фредди, что компенсировалось невероятной проницательностью и красноречием поклонников группы.
Каждый из нас имеет право по-своему трактовать творчество Queen, наполняя его личностным смыслом. Но меня до сих пор удивляет, почему журналисты позволяли себе некорректные формулировки в отношении текстов Фредди. Нередко музыканта спрашивали о наличии политических лозунгов в песнях, упомянув при этом культуру сексуальных меньшинств. Если бы я была на месте Фредди, то поступила бы подобным образом, оставив эти нелепые теории без комментариев. Но если бы интервьюеры задавали четкие и интересные вопросы, они вполне могли бы рассчитывать на расположение Фредди, который никогда не оставлял без внимания профессионализм и энергию творчества.
Но какими бы не оказались настоящие мотивы и чувства Фредди, я благодарна ему за любовь и любопытство, которые он во мне пробуждал».