Вестерн “Чизам” рассказывает, порядком перевирая, о реальных событиях, произошедших в 1878-81 годах. Они вошли в историю США как “война округа Линкольн”. Немного напоминает наши бандитские разборки 90-х. Кульминацией стала пятидневная перестрелка, для прекращения которой прибыла армия. Главные герои носят имена настоящих участников тех событий.
В Каталоге художественных фильмов Американского института кино утверждается, что Джон Чизам это 200-я главная роль Джона Уэйна - самого известного актера вестернов, хотя для нас, наверно, более привычен в этом амплуа его сменщик Клинт Иствуд. Впрочем, другие источники говорят, что Уэйн сыграл всего в 178 фильмах, из которых 169 были полнометражные. И это мне кажется более близким к правде.
Лоренс Мерфи хочет заполучить землю крупного помещика Чизама, потому что по ней протекает река. А вода - ключевой ресурс здесь. Сначала все идет относительно мирно, но потом помощники шерифа убивают Танстолла - соседа Чизама. В реальности это были обычные бандиты. Но в кино за смерть своего работодателя берется отомстить Билли Кид. Подлинный Малыш Билли, действительно, пристрелил нескольких представителей закона, но совсем без благородных мотивов.
После того, как время коррумпированных шерифов проходит, нагрудная звезда достается Пэту Гарретту. Здесь он приятель Билли Кида (также известного как Уильям Бонни, хотя по-настоящему его звали Генри Маккарти). Заглянем в историю. Как же было на самом деле? После того, как Билли Кид сбежал из тюрьмы, где сидел в ожидании повешения, Гарретт выследил убийцу и успокоил навеки точным выстрелом в грудь. Пэту тоже не довелось почить в постели. В 1909 году ему всадили пулю в спину.
В общем, типичное “основано на реальных событиях”. Крупица правды есть, но все хорошенько перемешано. Хотя реальные личности есть даже среди второстепенных персонажей: юрист Александр Максуин, погибший в той криминальной войне, племянница Чизама Салли, сподвижники Билли Кида.
Если говорить о достоинствах фильма, то тут выделю прежде всего финальную схватку, которую украсил бег быков. Ковбои направили стадо на баррикады, чтобы разрушить их. Оператор порадовал ракурсом из-под коровьих копыт.
Ну и мораль в конце. Какой вестерн без битвы за справедливость? Джеймс Пеппер четко формулирует местные нравы:
- К западу от Доджа нет закона, и нет Бога к западу от Пекоса.
Но Чизам парирует:
- Не важно, куда люди идут, они все равно придут к закону. И рано или поздно они поймут, что Бог уже был там.
Читайте также: Вестерн "большого стиля" с Грегори Пеком