В нашем кинематографе в последнее время большое внимание стало уделяться съемкам спортивных драм. 26 ноября 2020 г на широкий экран вышла спортивная драма «На острие». Безусловно это событие в области кино, потому что о фехтовании еще никто не снимал. Хотя в этом виде спорта у нас есть чем гордиться.
На последних летних олимпийских играх в личном турнире саблисток в финале за олимпийское золото скрестили свою сабли две девушки из России: титулованная чемпионка Софья Великая, у которой в ее легендарной карьере не хватало только олимпийского золота в личном зачете, и молодая, но уже показавшая свой спортивных талант Яна Егорян. Финал получился ярким и драматичным. Все мы помним результат этого боя – молодость взяла вверх над опытом.
Но каков был путь знаменитых саблисток к финалу олимпийских игр расскажет нам спортивная драма «На острие». За создание фильма взялся молодой и перспективный режиссер Эдуард Бордуков. Важным этапом создания фильма является подбор актеров. Кастинг проходил по всем правилам, но режиссер и сценарист фильма Эдуард Бордуков, еще работая над сценарием, уже видел главную героиню в лице Светланы Ходченковой, которая в последствии сыграет роль Александры Покровской, прототипа Софьи Великой. Режиссер фильма Эдуард Бордуков сказал поэтому поводу: «Света - талантливая и суперпрофессиональная актриса. Думающая, тонко чувствующая историю и свою роль»
А вот кандидата на роль второй героини Киры Егоровой, прототипа Яны Егорян, Эдуарду Бордукову пришлось поискать. Со Стасей Милославской Эдуард был уже знаком. Она снималась в его фильме «Коробка». Но режиссер был в сомнении: «Слишком красивая и хрупкая для героини фильма». Но кастинг показал силу характера молодой артистки, что очень важно для спортсменки, а способность наполнить роль своей героини драматическим накалом, режиссер уже видел по предыдущим совместным работам.
В актерских ВУЗах преподают сценическое фехтование, но Светлане Ходченковой и Стасе Милославской пришлось забыть все, чему когда-то их учили. В профессиональном спорте все быстрее и опасней. На съемочной площадке актрисам было не до смеха, как часто это бывает на съемках. Ведь не всегда фехтовали в масках, а скорость движения сабли занимает второе место после скорости движения пули. Поэтому, когда снимали ключевые сцены, для того чтобы передать весь азарт спортивной борьбы, пришлось прибегать к помощи каскадеров-дублеров.
По словам продюсера фильма Елены Гликман в этом, да и в общем понимании фехтования, как вида спорта, им очень помог президент федерации фехтования Алишер Усманов. Если подобрать дублера Светлане Ходченковой не составляла труда, то дублера для Стаси Милославской пришлось поискать. В итоге им оказался 17-летний парень фехтовальщик.
Фехтовании – это спорт хищниц, в котором очень ценится чувство обмана и способность предугадать дальнейший ход соперницы. А для того, чтобы нанести смертельный укол, иногда необходимо найти слабые стороны соперницы в личной жизни. Этот факт позволил Эдуарду Бордукову усилить любовную линию в фильме, что всегда являлось слабым местом в фильмах о спорте.
А вот реализовать эту идею режиссеру помогли опытная Светлана Ходченкова, которая с годами стала только мудрее, и молодая, дерзкая Стася Милославская. Несмотря на энергию хищниц, которой приходилась актрисам наполнять образы своих героинь, за пределами съемочной камеры Стася и Света подружились. И били друг друга саблями любя.
Фильм наполнен множеством драматических сцен, которые требовали от актеров стойкого преодоления. Если Светлану Ходченкову трудно смутить предлагаемыми обстоятельствами на съемочной площадке, то Стасе Милославской пришлось столкнуться с преодолением себя. Так, на съемках фильма Стася Милославская сильно простудилась и с воспалением легких, на уколах, в 20-градусный мороз, в легком распахнутом пальто ей пришлось сыграть сложнейшую сцену - драка с двумя насильниками. Причем все Стася сделала сама, без каскадера-дублера.
Прекрасной оказалась и операторская работа 38-летнего Михаила Милашина. Фехтование очень стремительный вид спорта, и для того, чтобы передать всю красоту и грацию движения сабли в руках актеров, их реакцию на укол, многие сцены пришлось снимать в рапиде. Но Михаил опытный оператор, за его плечами прекрасные операторские работы в таких проектах, как «Т-34», «Призрак», «Лед», «Огонь» и другие. Он прекрасно нашел точки обзора, что помогло создать в кадре потрясающую картинку.
Фильм получился очень динамичным, с захватывающей игрой актеров. Премьеру фильма посетили знаменитые саблистки, героини олимпийский игр, которые были в восторге от просмотра фильма. Софья Великая сказала:
«Мне кажется эта картина для всех возрастов. Все события фильма сделаны очень гармонично. Мы и плакали, и в то же время очень воодушевились. Это конечно дорогого стоит».
И все-же в фильме «На острие» фехтование не цель, а средство рассказать, как важно остаться человеком, когда жизнь провоцирует стать хищником, Я думаю, что каждый зритель после просмотра фильма не только получит удовольствие от зрелищных спортивных баталий, но и станет немного мудрее. А что думаете Вы по этому поводу? Пишите в комментариях.