Так назвал "Malleus Maleficarum" или "Молот ведьм" (1487) профессор Лозинский.
Сегодня я расскажу вам про с̶р̶е̶д̶н̶е̶в̶е̶к̶о̶в̶ы̶й̶ ̶п̶а̶м̶я̶т̶н̶и̶к̶ ̶ свидетельство ДУХА ЭПОХИ КВАТРОЧЕНТО - прилюбопытнейшую книгу.
Авторами рукописи являются члены доминиканского ордена, инквизиторы Генрих Крамер (латинизированное Инститорис) и Яков Шпренгер (Крамер взял его, чтобы укрепить авторитет труда, ибо Шпренгер был весомой фигурой - инквизитор, профессор теологии и один из лидеров доминиканского ордена), а поводом к ее написанию СТАЛА ОБИДА Крамера, но обо все по порядку.
До событий, подтолкнувших Крамера к созданию книги, они со Шпренгером проводят совместную инквизиционную деятельность в городах Германии и неоднократно сталкиваются с препятствиями в лице населения и власти. В связи с трудностями судопроизводства, они посылают свои жалобы Папе Иннокентию VIII, который в ответ издает в 1484 году буллу под названием summis desiderantes (Summis desiderantes affectibus - "Всеми силами души").
Булла папы провозгласила необходимость уничтожения ересей и колдовства в Рейнской области. Документ, официально признавая существование ведьм, давал ПОЛНОЕ ПАПСКОЕ ОДОБРЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМ ИНКВИЗИЦИИ с разрешением использовать для этого все необходимые средства. Булла наделяла чрезвычайными инквизиторскими полномочиями Крамера и Шпренгера.
К слову, булла была включена в качестве предисловия в "Молот ведьм" (и это стало одной из главных причин феноменального успеха рукописи - то самое папское одобрение, читай власть):
"Мы устраним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятствовать исполнению обязанностей инквизиторов и дабы зараза еретического нечестия и других подобного рода преступлений не отравила своим ядом невинных людей, мы намерены, как того требует наш долг и как к тому побуждает нас ревность по вере, применить соответствующие средства" (булла, пер. Лозинского).
По иронии судьбы, сам папа Иннокентий VIII, издавший эту буллу, слыл как "невежественный и грубый развратник, мечтавший лишь о женщинах, вине и деньгах".
Итак, обида: в 1485 году Крамер грандиозно проиграл процесс в городе Инсбрук. Как следует из материалов дела, он, бывший одним из обвинителей, добивался сожжения подозреваемых в колдовстве женщин и особый упор делал на их сексуальном поведении (распутство подтверждало связь с дьяволом). Но суд вины женщин не нашел и их личную жизнь оставил для семейных разбирательств. Тогда Крамер продолжил преследовать своих жертв. Разгневанный епископ Инсбрукский назвал его помешанным стариком и выгнал из города.
После акта последнего Крамер затаил злобу и обиду (на всех, не только на епископа). Так появилось на свет фундаментальное ПОСОБИЕ для охоты и расправы над еретиками и ведьмами.
В основу труда легло УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО и, ИСКАЖЕННАЯ ПЕРЕВОДАМИ, АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ, а не только (как это часто пишут в сети) народные представления о колдовстве и фольклор (хотя, конечно, без этого не обошлось).
Вся доказательная база Крамера опирается на Священное писание (читай непоколебимый авторитет среди церкви и общества).
Крамером была проработана до мельчайших подробностей система доказательства существования ведьм и их выявления, и детально разработанное судопроизводство. И все доказательства трактата строились НА ОСНОВЕ ЦИТАТ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ (читай достоверный источник).
На самом же деле в книге куча курьезов и сегодня ее даже забавно читать, но для человека той эпохи она стала, можно сказать, библией, ибо люди были в высшей степени суеверные, очень воцерковленные, до маниакальности, и никто не хотел связываться с дъяволом.
Волею судьбы, рукопись была создана в эпоху величайшего в мире изобретения - печатного станка. Именно в Германии, в городе Майнц с 1436 по 1444 Иоганн Гуттенберг изобрел станок "нового поколения". С помощью него появилась возможность массовой печати книг, чем Крамер и воспользовался.
"Молот" состоит из трех частей. Первые две части - это теоретическое обоснование существования ведьм, рассуждения о дьяволе, сукубах и инкубах, божьем попущении, колдовстве и далее по списку (попытка обоснований суеверий эпохи).
Третья часть - система судопроизводства по делам ведьм: какие цели должен ставить перед собой инквизитор, допрашивая ведьму, какими методами и средствами он может пользоваться во время допроса. Здесь рассматриваются все компоненты судебного процесса: обвинитель, обвиняемые, свидетели, судьи и тд . Рассматривается ценность различных показаний, улики, свидетельства и вынесение приговора. Рассматривается юрисдикция инквизиционного суда и те дела, за которые вправе браться инквизитор.
Причем подчеркивается, что инквизитор точно так же, как и епископ, вправе подвергать человека аресту, держать его в заточении. Выносить приговор можно только совместно с епископом. Ни епископ, ни инквизитор отдельно друг от друга не вправе выносить приговор ведьме. Так же "Молот" дает возможность епископу передавать свои полномочия светским судьям, ссылаясь на то, что проделки ведьм несут угрозу не только вере, но и влекут за собой телесные вредительства.
БОЛЬШИНСТВО ИЗ СОЖЖЕНЫХ ПО "МИЛОСТИ" КРАМЕРА и его трактата ЖЕРТВ - ЖЕНЩИНЫ.
Поводом для возбуждения дела против ведьмы могло стать ЧТО УГОДНО. Например, если кто-нибудь стоял один в поле во время грозы, как раз на том месте, где она разразилась, то его уже сильно подозревали - потому что для чего ему было там стоять, если он не хотел вызывать грозы? Если женщина хвалила или ласкала скотину, заболевшую впоследствии - естественно она ведьма. Дурные слухи об этой женщине создавались очень шустро и, вуаля, она готовая жертва для инквизитора (ибо ИНКВИЗИТОРАМ ДОСТАТОЧНО СЛУХА ИЛИ ИМИТАЦИИ СЛУХА).
Опираясь на высказывания античных и средневековых мыслителей, Крамер создал картину женщины как воплощения злобы, порока и обмана (очень напоминает отношение к женщине в эпоху модерна).
Крамер разбирает этимологию слова женщина (Femina) и на основе этого (конечно, ошибочного) разбора делает вывод, что женщина более склонна к колдовству, чем мужчина:
"из этимологии слова "Femina" (женщина), происходящего от "Fe" (Fides - вера) и "minus" (менее). Таким образом слов "Femina" значит имеющая меньше веры. Ведь у ней всегда меньше веры".
То есть, женщины более подвержены козням дьявола ИЗ-ЗА СЛАБОЙ ВЕРЫ.
А вообще, если вы женщина, да еще и БРЮНЕТКА или, не дай бог, РЫЖАЯ, то все, даже слухов не надо - сразу костер.
Инквизиция охотилась не только на женщин, но погубила множество людей мужчин и детей.
В отношении детей использовались особого рода методы для искоренения дьявольской заразы. Поскольку они считались еще маленькими существами для того, чтобы придавать их священному огню, то, слабонервным лучше не читать, их опускали в ванну с кипящей водой и вскрывали вены, для того чтобы у них вышла вся кровь.
Других детей, например, больных странными болезнями, били плетьми (другую часть все-таки сжигали).
Разумеется, попав в руки инквизиции, не только один обвиняемый или обвиняемая расставались с жизнью и своим имуществом. Как правило, инквизитор просил выдать ему всех сообщников по дьявольскому поклонению, либо того, кого они видели на шабаше в то время, когда на нем пребывали. И вот тогда под многочисленными допросами и пытками, от которых были просто невообразимые муки, обвиняемые произносили имена первых попавшихся людей, порой соседей, родственников, близких, знакомых.
Теперь человеку вовсе не стоит поднимать оружие, скажем, на своего соседа за то, что он оскорбил его жену или сделал что-либо плохое его семье. Теперь достаточно было того, чтобы этот человек просто сказал, что он видел своего соседа за занятием колдовством.