XIV век до н.э
Ближний Восток
В конце XIV века до н.э. на трон Египта взошел молодой (ему было чуть больше двадцати), энергичный, полный желания геройских подвигов, фараон Рамсес II, сын любителя воевать Сети I.
Первые три года правления нового царя Египта ушли на разборки с соседними ливийцами и кочевниками пустынь. Убедившись, что его армия, полученная в наследство от воинственного отца, в отличном состоянии, Рамсес, полный задора и надежд, решил отобрать у могущественной хеттской империи Сирию, и в 4-й год своего правления перешел хеттскую границу и все сметающим потоком устремился на север. Разорив ряд хеттских городов в Финикии, Рамсесе вернулся в Египет, чтобы с наступлением нового года с главными силами своей армии повести наступление на центральные и северные районы Сирии.
Для хеттского правительства, а в Хеттской империи на троне находился Муваталли II, опытный и грамотный военачальник, много повидавший в жизни, вторжение египтян оказалось полной неожиданностью. Чуть ли не с нуля пришлось создавать сильную и большую армия, с которой можно было бы на равных сражаться с египтянами. Практически вся казна ушла на набор воинов и оплату отрядов союзников, но к началу военных действий в новом году, армия была готова. Но хеттское командование трезво оценивало ситуацию. Памятуя о своих столкновениях с войсками Сети I, хетты понимали, что в лобовом столкновении сборная армия Хеттской империи может и проиграть отборной, имеющей большой военный опыт, армии Египта. Потому было решено использовать молодость и самонадеянность молодого царя Египта. Был разработан план по дезинформации противника, в котором немалую роль должна была сыграть хеттская разведка.
Операция по дезинформации состояла из нескольких этапов.
На первом этапе хеттскую армию скрытно (возможно ночными маршами, или же небольшими отрядами) перебросили к Кадешу, опорному пункту империи в южной Сирии, куда по данным хеттской разведки должен был вести свою армию царь Египта, чтобы после захвата Кадеша развернуть победоносное наступление на север.
На втором этапе распустили слухи, что царь Муваталли с армией находится на севере Сирии у города Халпа (совр. Алеппо).
Немалую роль в этой операции сыграл царь Амурру Сапили, который в самом начале войны признал себя подданным Египта, оставаясь на деле сторонником власти хеттов в Сирии.
Весной своего 5-го года правления Рамсес II выступил в поход на хеттский опорный пункт в южной Сирии – город Кадеш. Он вел с собой четыре армейских корпуса: корпус Амона, корпус Ра, корпус Птаха, корпус Сета. Это помимо корпуса личных телохранителей. Морем шел 5-й армейский корпус «молодцев», видимо, состоящий из ветеранов. Он должен был наступать на Кадеш со стороны моря.
Египетский армейский корпус это 3.400 – 3.500 воинов отборной пехоты и 800 боевых колесниц., не считая вспомогательных служб.
В связи с тем, что любые слухи требуют подтверждения, к Рамсесу, едва он вступил в земли Ханаана (позднейшая Палестина), подослали двух вождей шасу, одного из кочевых племен Ханаана и Сирии. Вожди заявили, что хотят перейти на сторону Египта и подтвердили, что царь Муваталли с армией находится в районе Халпы.
А вскоре прибыли и посланцы Сапили, которые также подтвердили, что в окрестностях Кадеша (Амурру было соседом Кадеша) войск нет и что царь Муваталли ждет у Халпы какие-то союзные отряды.
Дезинформация сработала.
Рамсес настолько уверился, что до Кадеша и под городом ему ничего не угрожает, что вел армию самым безобразным образом.
Войска растянулись по дороге на десятки километров. Отстающих не подгоняли и не ждали. И когда армия Египта подошла к переправе через реку Оронт, недалеко от которой располагался город Кадеш, с Рамсесом, кроме его телохранителей и свиты, шли всего два корпуса - Амона и Ра. Корпус Птаха находился далеко на юге. Он был все еще у города Инера, медленно продвигаясь по лесной дороге леса Рабав, а где находился корпус Сета не знал никто, настолько он отстал от основных сил армии. И даже здесь на р. Оронт Рамсес допустил еще одну непростительную ошибку. Переправив корпус Амона и переправившись сам, он не дожидаясь, когда переправится корпус Ра, ускоренным маршем двинулся на север, чтобы до вечера успеть разбить лагерь для своих войск. И при этом египетский главнокомандующий даже не удосужился послать хоть какую-то разведку к Кадешу, подле которого стояла армия Муваталли, который внимательно следил за всеми глупостями своего противника.
Когда Рамсес начал разбивать на берегу р. Оронт, к северо-западу от Кадеша свой лагерь, египетские воины схватили двух неосторожных хеттских лазутчиков. Избитые палками, хетты сообщили об истинном расположении хеттской армии. Рамсес срочно собрал военный совет, на котором начал выяснять, кто виноват в том, что его так обманули.
А в это время хеттские боевые колесницы уже развернулись для атаки на корпус Ра, воины которого, не подозревая об опасности, быстрым маршем продвигались к лагерю царя Египта.
Описание хода сражения при Кадеше – это тема отдельной публикации.
В этот день Рамсеса спасли две вещи. Его личное мужество, когда он шесть раз водил свой отряд в атаку, пока не прорвался из окружения, и корпус «молодцев», что шел от моря, и о котором хеттам известно не было.
Рамсесу удалось отбиться от хеттских колесниц, а ночью подошли отставшие корпуса. Рамсес подсчитал потери и утром отступил на юг. Компания этого года была полностью проиграна.
(Источник: древнеегипетские надписи и изображения)
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.