Найти в Дзене

Подготовка дошкольников к первым опытам.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

На описательном этапе развития науки ученые с помощью своих наблюдей и предположений могут высказывать самые разнообразные как фактические, так и правдоподобные идеи.

Заблуждения описательной науки:

  • Земля находится в самом центре Вселенной (до Николая Коперника, 1543г.)
  • теплород - содержащийся в телах невесомый флюид, являющийся причиной тепловых явлений ( Иоганн Бехер, 1667г.);
  • алхимия - наука, позволяющая превращать металлы в золото;
  • тяжелые предметы падают вниз быстрее (до XVI века и работ Галилея);
  • возраст Земли - 6 тыс. лет;
  • до конца XIX века врачи не знали микробов и не мыли руки перед началом операции.

Без настоящих опытов разобраться в том, что происходит на самом деле очень трудно. Только эксперимент позволяет проверить возникающие гипотезы.

Что сделал Галилео Галилей, чтобы доказать, что тяжелые и легкие предметы падают с одинаковой скоростью?

Галилей сбрасывал с Пизанской башни в один и тот же момент пушечное ядро массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200г. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли почти одновременно.

Впоследствии Ньютон выкачал воздух из длинной стеклянной трубки и бросил сверху одновременно птичье перо и золотую монету. Даже столь сильно различающиеся по своей плотности тела падали с одинаковой скоростью.

Что же такое опыт и эксперимент?

Эксперимент, опыт - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличия от других методов:

1) исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно произойдет;

2) может изменять условия протекания изучаемого процесса;

3) в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;

4) эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

К опытам можно подпускать только подготовленных людей. Дети сходу не смогут воспринимать подготовленную информацию.

И теперь несколько слов, как Ж.Пиаже объяснял познание.

Любой ребенок с детства - экспериментатор.

По мнению Ж. Пиаже, ребенка нужно рассматривать как исследователя - ученого, проводящего эксперименты над миром с целью посмотреть, что получится ("Что можно почувствовать, если пососать ухо плюшевого мишки?"; "что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?")

В результате этих мини - экспериментов ребенок строит "теории" - Ж. Пиаже называл их схемами - о том, как устроены физический и социальный миры. Ученый познает то, что мир не знал, а ребенок то, что он не знал.

Встречаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (Пиаже называл это процессом ассимиляции: ребенок пытается уподобить новое событие предсуществующей схеме). Если старая схема оказывается неадекватной для ассимиляции ею нового события, ребенок подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира ( этот процесс переделки схемы Пиаже называл аккомодацией).

Ребенок объясняет мир, потому что он не может терпеть пустоту в понимании мира.

Любой нормальный человек, когда он что - то не знает, он берет книгу, смартфон, энциклопедию и в 90% случаев находит ответы на интересующие его вопросы. И тогда у него нет повода самостоятельно исследовать непонятное.

Но иногда бывают ситуации, когда ответа не находится. Вот тогда ты сам пытаешься понять устройство этого мира, и сам проводишь эти опыты.

На многие вопросы можно найти ответы в интернете. Но узнать про себя и своих близких можно только с помощью собственных наблюдений и опытов.

Итак, что же относится к познавательно - исследовательской деятельности дошкольников?

  • Проведение наблюдений
  • Обнаружение причинных связей.
  • Обучение умению сравнивать предметы.
  • Освоение первичных представлений об окружающем мире.
  • Обучение умению делать выводы.
  • Проведение опытов и экспериментов.
  • Все перечисленное выше.

Познавательно - исследовательская деятельность - это сознательная деятельность ребенка, направленная на узнавание окружающего мира, приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Этапы развития познавательно - исследовательской деятельности в соответствии с развитием мышления.

3 - 4 года. Мышление наглядно - действенное.

В этом возрасте ребенок познает мир через его реальные объекты, изучая и исследуя конкретные предметы и их характеристики (цвет. материал, тяжесть - легкость и тп.)

4 - 5 лет. Мышление наглядно - образное.

Ребенок начинает работать с изображениями предметов - "этикеток" реального объекта, содержащих только часть общего набора признаков. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем мире. Полезно использовать наглядно - схематические модели объектов и явлений окружающего мира ( в том числе и придуманные самими детьми).

5 - 8 лет. Первичное абстрактное мышление.

При решении познавательных задач дети оперируют в своем сознании словами - понятиями - образами объектов или явлений окружающего мира. Устанавливают простые, а затем и более сложные связи между предметами окружающего мира. Учатся задавать не только простые вопросы "кто?", "что?", "какой?", "как связан?", но и более сложные -"почему?", самостоятельно ставить опыты, устанавливая причинные связи между известными им фактами.

Вывод: дошкольники самостоятельно могут осваивать проведение опытов лишь в старшей группе.

Дошкольники в младшей и средней группах проводят "артподготовку" и учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы. Лишь в старших и подготовительных группах проведение опытов под руководством взрослого осваивают все дети, а некоторые могут научиться это делать самостоятельно.

Очень важную роль в формировании исследователя играет развивающая среда.

Артподготовка к будущим исследованиям.

1. Формирование умения наблюдать.

-2

Наблюдение за погодой, игра в сыщика, квест, поиски клада Это все очень увлекает и учит наблюдать.

2 Учимся сравнивать, квалифицировать.

-3
-4

Чтобы исследовать связи можно использовать опыт со снежком.

-5

-6
-7

Проводить очень опасно. Только по книге.

Для чего нужны опыты?

1. Для развития любознательности. Эти опыты прямо связаны с изучаемой темой, и ребенок может не полностью понять их. Их цель - увлечь, развить желание познать.

-8

-9

-10

2. Для понимания содержания. Эти опыты должны быть понятны детям, растолкованы каждому дошкольники.

-11

-12

3. Для глубокого понимания содержания. Эти опыты должны быть проведены каждым ребенком.

-13
-14
-15

Светлана Паршина, руководитель онлайн - школы "СОтворчество 2100", автор текстов на аттестационной платформе, автор учебников и учебных пособий.

А.А.Вахрушев, кандидат биологических наук, автор учебников и учебных пособий.