На описательном этапе развития науки ученые с помощью своих наблюдей и предположений могут высказывать самые разнообразные как фактические, так и правдоподобные идеи.
Заблуждения описательной науки:
- Земля находится в самом центре Вселенной (до Николая Коперника, 1543г.)
- теплород - содержащийся в телах невесомый флюид, являющийся причиной тепловых явлений ( Иоганн Бехер, 1667г.);
- алхимия - наука, позволяющая превращать металлы в золото;
- тяжелые предметы падают вниз быстрее (до XVI века и работ Галилея);
- возраст Земли - 6 тыс. лет;
- до конца XIX века врачи не знали микробов и не мыли руки перед началом операции.
Без настоящих опытов разобраться в том, что происходит на самом деле очень трудно. Только эксперимент позволяет проверить возникающие гипотезы.
Что сделал Галилео Галилей, чтобы доказать, что тяжелые и легкие предметы падают с одинаковой скоростью?
Галилей сбрасывал с Пизанской башни в один и тот же момент пушечное ядро массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200г. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли почти одновременно.
Впоследствии Ньютон выкачал воздух из длинной стеклянной трубки и бросил сверху одновременно птичье перо и золотую монету. Даже столь сильно различающиеся по своей плотности тела падали с одинаковой скоростью.
Что же такое опыт и эксперимент?
Эксперимент, опыт - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличия от других методов:
1) исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно произойдет;
2) может изменять условия протекания изучаемого процесса;
3) в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;
4) эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
К опытам можно подпускать только подготовленных людей. Дети сходу не смогут воспринимать подготовленную информацию.
И теперь несколько слов, как Ж.Пиаже объяснял познание.
Любой ребенок с детства - экспериментатор.
По мнению Ж. Пиаже, ребенка нужно рассматривать как исследователя - ученого, проводящего эксперименты над миром с целью посмотреть, что получится ("Что можно почувствовать, если пососать ухо плюшевого мишки?"; "что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?")
В результате этих мини - экспериментов ребенок строит "теории" - Ж. Пиаже называл их схемами - о том, как устроены физический и социальный миры. Ученый познает то, что мир не знал, а ребенок то, что он не знал.
Встречаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (Пиаже называл это процессом ассимиляции: ребенок пытается уподобить новое событие предсуществующей схеме). Если старая схема оказывается неадекватной для ассимиляции ею нового события, ребенок подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира ( этот процесс переделки схемы Пиаже называл аккомодацией).
Ребенок объясняет мир, потому что он не может терпеть пустоту в понимании мира.
Любой нормальный человек, когда он что - то не знает, он берет книгу, смартфон, энциклопедию и в 90% случаев находит ответы на интересующие его вопросы. И тогда у него нет повода самостоятельно исследовать непонятное.
Но иногда бывают ситуации, когда ответа не находится. Вот тогда ты сам пытаешься понять устройство этого мира, и сам проводишь эти опыты.
На многие вопросы можно найти ответы в интернете. Но узнать про себя и своих близких можно только с помощью собственных наблюдений и опытов.
Итак, что же относится к познавательно - исследовательской деятельности дошкольников?
- Проведение наблюдений
- Обнаружение причинных связей.
- Обучение умению сравнивать предметы.
- Освоение первичных представлений об окружающем мире.
- Обучение умению делать выводы.
- Проведение опытов и экспериментов.
- Все перечисленное выше.
Познавательно - исследовательская деятельность - это сознательная деятельность ребенка, направленная на узнавание окружающего мира, приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Этапы развития познавательно - исследовательской деятельности в соответствии с развитием мышления.
3 - 4 года. Мышление наглядно - действенное.
В этом возрасте ребенок познает мир через его реальные объекты, изучая и исследуя конкретные предметы и их характеристики (цвет. материал, тяжесть - легкость и тп.)
4 - 5 лет. Мышление наглядно - образное.
Ребенок начинает работать с изображениями предметов - "этикеток" реального объекта, содержащих только часть общего набора признаков. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем мире. Полезно использовать наглядно - схематические модели объектов и явлений окружающего мира ( в том числе и придуманные самими детьми).
5 - 8 лет. Первичное абстрактное мышление.
При решении познавательных задач дети оперируют в своем сознании словами - понятиями - образами объектов или явлений окружающего мира. Устанавливают простые, а затем и более сложные связи между предметами окружающего мира. Учатся задавать не только простые вопросы "кто?", "что?", "какой?", "как связан?", но и более сложные -"почему?", самостоятельно ставить опыты, устанавливая причинные связи между известными им фактами.
Вывод: дошкольники самостоятельно могут осваивать проведение опытов лишь в старшей группе.
Дошкольники в младшей и средней группах проводят "артподготовку" и учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы. Лишь в старших и подготовительных группах проведение опытов под руководством взрослого осваивают все дети, а некоторые могут научиться это делать самостоятельно.
Очень важную роль в формировании исследователя играет развивающая среда.
Артподготовка к будущим исследованиям.
1. Формирование умения наблюдать.
Наблюдение за погодой, игра в сыщика, квест, поиски клада Это все очень увлекает и учит наблюдать.
2 Учимся сравнивать, квалифицировать.
Чтобы исследовать связи можно использовать опыт со снежком.
Проводить очень опасно. Только по книге.
Для чего нужны опыты?
1. Для развития любознательности. Эти опыты прямо связаны с изучаемой темой, и ребенок может не полностью понять их. Их цель - увлечь, развить желание познать.
2. Для понимания содержания. Эти опыты должны быть понятны детям, растолкованы каждому дошкольники.
3. Для глубокого понимания содержания. Эти опыты должны быть проведены каждым ребенком.
Светлана Паршина, руководитель онлайн - школы "СОтворчество 2100", автор текстов на аттестационной платформе, автор учебников и учебных пособий.
А.А.Вахрушев, кандидат биологических наук, автор учебников и учебных пособий.