Контрактная система в сфере закупок содержит множество важных, но зачастую не полностью реализованных в закупочной практике принципов. Это не только принцип профессионализма заказчика, но и принципы стимулирования инноваций, ответственности за эффективность осуществления закупок.
В ряду этих принципов случайно или намеренно был утерян принцип профессионализма контролирующих органов и органов исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
И если контрольная функция в значительной степени представлена в профессиональном стандарте "Специалист в сфере закупок", то профессионализм регулирования контрактной системы, осуществляемого на федеральном уровне Минфином России, оставлен законодателем без должного внимания.
Не секрет, что именно качество нормативного регулирования во многом предопределяет результаты, получаемые в ходе практического применения нормативных актов. Применение национального режима, определяющего порядок закупки иностранных товаров, – один из наиболее болезненных для правоприменителей вопросов.
И дело не только в том, что регулятор до сих пор не сумел привести к единому знаменателю более чем десяток разрозненных нормативных актов. Здесь как раз регулятором выражено позитивное намерение, пока не перешедшее в действие.
Гораздо печальнее на этом фоне выглядит нежелание Минфина России надлежащим образом исполнять возложенные на него полномочия в части применения национального режима.
А заключаются они в размещении в единой информационной системе в сфере закупок условий применения национального режима и перечня иностранных государств, с которыми Россия заключила соответствующие международные договоры.
Для этого ведомству вовсе не обязательно быть представителем Российской Федерации по вопросам заключения таких международных договоров. Достаточно квалифицированно разобраться в условиях применения национального режима и донести эту информацию правоприменителям.
А впоследствии уже принимать (либо скорректировать ранее принятые) нормативные акты по национальному режиму с учетом норм международных договоров. Ведь именно международные договоры имеют приоритет над российским законодательством, что прямо закреплено в Федеральном законе «О контрактной системе…» и Конституции Российской Федерации.
В результате исполнения Минфином России своих полномочий по применению национального режима на сайте zakupki.gov.ru опубликована информация, способная вызвать смех сквозь слезы у сколько-нибудь вовлеченных в тему специалистов.
Кто еще, кроме Минфина России, мог бы подумать, что в 2018 году основанием предоставления национального режима исключительно Республике Беларусь и Республике Казахстан должно являться утратившее силу Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года?
С момента вступления в силу Договора о ЕАЭС, заменившего вышеуказанное Соглашение, к этому международному договору успели присоединиться также Армения и Киргизия.
А 28 мая 2017 года Россией был ратифицирован Протокол между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок. Сторонами этого Протокола кроме России и Беларуси являются Армения, Киргизия и Таджикистан.
Обсуждение условий применения национального режима в рамках данного Протокола должно завершиться до 1 января 2019 года. Но это обстоятельство не освобождает регулятора от обязанности по информированию участников контрактной системы о заключенных Российской Федерацией международных договорах.
Не меньше вопросов вызывает членство России в ВТО. Соглашения в рамках ВТО, например, ГАТТ 1947, наряду с Договором о ЕАЭС содержат положения, применимые к государственным закупкам и закупкам отдельными видами юридических лиц.
Членами ВТО на данный момент является подавляющее большинство стран мира. При этом круг заказчиков, проводящих регламентированные закупки, значительно шире упомянутых в ГАТТ 1947 правительственных учреждений.
В такой ситуации Минфину России в рамках своих полномочий следует серьезно задуматься об условиях применения национального режима и возможном их изменении.
А пока результат регулирования национального режима в сфере закупок представлен десятками страниц печатного текста. Добавление к ним иных аспектов регулирования регламентированных закупок увеличивает это число до нескольких тысяч.
И разбираться в хитросплетениях вороха нормативных документов на местах нередко приходится бухгалтерам, врачам или даже IT-специалистам, для которых закупки не являются основной деятельностью.
Конечно, учет профессионального уровня правоприменителей – это идеал, массово не разделяемый в среде законотворцев. Но недостаточное внимание регулятора к качеству исполнения своих полномочий в свете наличия у Российской Федерации соответствующих международных обязательств – тревожный звонок.
В отсутствие единой политики применения национального режима каждый регион (в виде управления ФАС России или суда) стал в данном вопросе самостоятельным королевством.
Многочисленные нормативные акты, построенные по различным принципам, получают у участников контрактной системы самые разные толкования. В результате практически на пустом месте возникает множество административных и судебных разбирательств, создающих препятствия для своевременного обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так не пора ли упорядочить применение национального режима и на практике реализовать принцип единства контрактной системы в сфере закупок?
По состоянию на 27.11.2020 файл доступен по ссылке: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString=§ionId=925
P.S. Авторский курс повышения квалификации по Закону № 223-ФЗ: http://уц.прогосзаказ.рф/course/view/5 (промокод на скидку: "Байрашев2020")
Ютуб-канал автора: https://www.youtube.com/c/ВиталийБайрашев
Страница Facebook с практическими кейсами: https://www.facebook.com/vitaly.bayrashev/
Источник: Журнал ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2018 г., № 3