Найти тему
Беерот Ицхак

Ваеце — Иссахар и Звулун — бней Тора в Доме учения и вне его

По расчету возраста Яакова и по расчету тех событий, которые с ним происходили, «теряются» четырнадцать лет. Куда же они исчезли? Говорят наши мудрецы, что по дороге из Беэр-Шевы в Харан Яаков буквально «исчез» на 14 лет. Местом исчезновения были ешивы Шема и Эвера (хотя Шема в то время уже не было в живых). Возникает вопрос – почему в Торе прямо об этом не сказано?

Еще раньше Раши приводит сказанное о Яакове иш там ве-йошев оалим – «человек цельный, сидящий в домах учения» (в ешивах Шема и Эвера). И тут можно задать еще один вопрос: вспомним, из какого дома происходил Яаков: его отец – Ицхак, дед – Авраам, так почему бы Яакову не учиться дома? Чего ему там не хватало, что он пошел в далекую ешиву? Примечательно, что один из величайших каббалистов рав Йосеф Гиктилия объясняет в своей книге «Шаарей Ора» как раз то, что «шатры учения» – это шатер Авраама и шатер Ицхака. С одной стороны, получается, что его слова противоречат словам Раши. Но, в то же время, надо знать, что комментарий Раши – это не просто один из многих комментариев к Пятикнижию, а квинтэссенция Устной Торы, переданная нам! Вернемся к этому вопросу позже, и мы увидим, что противоречия здесь на самом деле нет.

Беременная Ривка, еще не зная о том, что у нее родится двойня, заметила странность в поведении плода. С одной стороны, ребенок рвался наружу в святом месте, но, с другой стороны, и в месте, противоположном святости, он стремился выйти! Об этом она пошла вопрошать в Дом учения Шема и Эвера… Не совсем понятно, почему она не пошла к себе домой, спросить мужа – Ицхака, или тестя – Авраама?

Следует поднять еще один вопрос. Авраам называется рош мааминим, началом верующих. Почему же началом, когда до него были уже праведники, те же Шем и Эвер, у них даже были свои Дома учения! В нескольких местах сказано про Авраама, что он «возвышен Всевышним среди нас», и в нескольких местах сказано, что Авраам сделал Всевышнего Элокей а-арец, «Б-гом земли». Очевидно, до этого Он был Б-гом везде, но не на земле. Но как же Ноах, Шем и Эвер? Я слышал от рава Моше Шапиро такое объяснение: ешива Шема и Эвера была звеном в цепочке передачи того, что они получили от Ноаха, Ноах – от Метушелаха, а тот, в свою очередь, от первого человека, Адама. Как мы видим, есть буквально считанные поколения в цепочке передачи знаний, которые получил Адам еще в Ган Эдене.

Есть известная Гемара в трактате Шаббат, рассказывающая о том, как ангелы просили Всевышнего не давать Тору людям через Моше, а оставить ее им. В «той» Торе было заложено понимание высших материй, высших сфер, того, как существуют и управляются миры, и именно такую Тору ангелы не видели смысла спускать на землю. Именно такую Тору изучали в ешиве Шема и Эвера – она была настолько высока, настолько глубока и настолько не выходила в мир, в котором они жили, что в этом мире она никак не проявлялась! Авраам называется «первым верующим» потому, что благодаря ему Тора появилась в мире!

У наших мудрецов есть традиция делить (условно) шесть тысяч лет существования нашего мира на три части – по две тысячи лет каждая. Так, первые две тысячи лет называются «мир хаоса», вторые две тысячи – мир Торы, и последние, «наши» две тысячи лет называются «годами Машиаха». Пишет Рамхаль в книге «Даат Твунот», что Авраам ознаменовал собой начало эпохи исправления мира. Написано в Пиркей Авот, что 10 поколений от Адама до Ноаха и 10 – от Ноаха до Авраама существовали в мире только ради Авраама! Нетрудно заметить из приведенного подсчета, что Шем и Эвер, несмотря на то, что они были величайшими праведниками, основали свои ешивы и передали Тору будущим поколениям, все же относились ко «времени хаоса». Исправление в мире начинается именно с Авраама, и его дело продолжает Ицхак, и затем – Яаков.

Как мы говорили раньше, в нашей недельной главе четырнадцать лет из жизни Яакова скрыты. Эти годы как будто не находятся в этом мире – именно потому, что ешива Шема и Эвера и Тора, которую изучали в этой ешиве, были вне этого мира! Задачей Яакова было полноценно воспринять цепочку передачи Шема и Эвера от Адама, и вместе с Торой Авраама и Ицхака передать ее следующим поколениям и распространить в мире.

Мы уже задавались вопросом, что значат слова о том, что Яаков вышел из Беэр-Шевы и пошел в Харан. Широко известно объяснение Раши, согласно которому уход праведника из какого-то места опустошает его. И, когда Яаков вышел из Беэр-Шевы, то общая духовность в городе упала (несмотря на то, что там еще оставались Ицхак и Ривка). Однако есть еще одно объяснение, из которого мы можем многое для себя выучить: «вышел из Беэр-Шевы» – потому что послушался мать, Ривку, которая сказала ему убежать из города и скрыться от Эйсава. «Пошел в Харан» – выполнил заповедь почитания отца, потому что Ицхак сказал ему, куда идти. И при всем этом, все еще непонятна причина его остановки на 14 лет: неужели до этого Яаков не учился? Ведь ему шел седьмой десяток лет, и изначально о нем говорится «сидящий в шатрах (учения)»!

В объяснении предыдущей главы Виленский Гаон пишет, что все брахот еврейского народа на все поколения имеют своим корнем те благословения, которых удостоился Яаков от Ицхака. Многие мудрецы задают вопрос – неужели для Ицхака было недостаточно того, что Яаков был примерным сыном? Ведь, идя за трактовкой «шатров» как «шатров учения Ицхака», мы можем видеть, что Яаков был непосредственным учеником своего отца. Так неужели этого было недостаточно Ицхаку для того, чтобы увидеть в Яакове следующее звено цепочки прямой передачи Торы следующим поколениям и благословить его по заслугам? Почему Яакову пришлось устраивать весь этот «маскарад»?

читать дальше