Найти тему

Раскаяние Абу Бакра (р.а.) пред достопочтенной Фатимой (а)

актер, играющий роль Абу Бакра, сходство с реальным героем не доказано
актер, играющий роль Абу Бакра, сходство с реальным героем не доказано

1. Суннитский автор Абу Убайда аль-Касим ибн Салман в книге «аль-Амвал» передает от Абдуррахмана бин Ауфа:

«Я пошел навестить Абу Бакра, находившегося при смерти из-за болезни. Я вошел в дом и поприветствовал его: «Я не видел от тебя никаких сложностей, хвала Аллаху. Не расстраивайся из-за этого мира. Клянусь Аллахом, мы знаем тебя только благочестивым человеком».

На это он сказал: «Я переживаю только из-за трех вещей, которые сделал в своей жизни. Я очень хотел бы их не делать. Я расстраиваюсь, что не сделал три вещи, я очень хотел бы сделать их.

Я бы хотел задать три других вопроса Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Я бы хотел не открывать насильно дверей дома Фатимы (мир ей), а закрыть двери войны против меня…

Я бы хотел в день, когда сыновья Саида собрались в Сакифе (тенистое место) для выбора халифа, сделать ответственным Омара или Абу Убайды. Они были бы повелителем правоверных, а я бы был их помощником.

Я бы хотел, когда направил Халида бин Валида вместе с армией на вероотступников («ахли ридда», группа людей, которые отпали от религии и начали войну), быть в местности Зу’ль Касса. Если бы победили мусульмане, то мы довольствовались бы победой, а если бы проиграли, то я бы был им защитой и помощником.

Что же касается трех вещей, которые я спросил бы у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то лучше бы я спросил у него, кому достанется халифат, и тогда сподвижники бы не впали в разногласия. Если бы я мог, я спросил, есть ли путь для ансаров. Если бы я мог, я бы спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как распределять наследство между тетей и сестрой. Так как до сих пор я нуждаюсь в знаниях в этом вопросе».

Также слова раскаяния Абу Бакра в том, что он нарушил неприкосновенность дома Фатимы (мир ей), есть в следующих суннитских трудах:

- Табарани, «Муджаму’ль-Кабир»,

- Абдульхамид ибн Хибатуллах аль-Мадаини аль-Мутазили, «Шарху Нахджу’ль Балага»,

- Хафиз Захаби, «Тариху’ль-Ислам».

Из суннитского труда «Шарху Нахджу’ль Балага» Ибн Хадида:

«Передается Абдуррахмана бин Ауфа следующее:

«Он навестил на смертном одре Абу Бакра. Абдуррахман рассказывает: «Я зашел к Абу Бакру, который уже находился при смерти из-за болезни, поприветствовал его и спросил его, как он провел утро. Он выпрямился. Затем Абу Бакр ему сказал следующее:

«…Я расстраиваюсь, что сделал в этом мире три вещи, которые лучше бы не делал. Есть три вещи, которые не сделал, но лучше бы сделал. Есть три вещи о которых я бы задал вопросы Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Три вещи, которые лучше бы я не делал:

1) Лучше бы не открывал насильно двери дома Фатима (мир ей), оставил бы ее и закрыл бы двери войны против меня.

2) Лучше бы в день, когда сыновья Саида собрались в Сакифе (в ее тени) для выбора халифа, я повесил это дело на шею одного из двух: Омара или Абу Убайды. Он был бы повелителем правоверных, а я его помощником.

3) Лучше бы, когда я отправил Халида бин Валида с войском на вероотспуников («ахли ридда», отпавшие от религии и объявившие войну), я был бы в местности Зу’ль-Касса. Если бы мусульмане победили, они довольствовались победой, если же нет, то я был им защитой и помощником… Это три вещи, которые я бы хотел сделать…». (Шархи Нахджу’ль-Балага, т. 2, с. 45-47)

актер, играющий роль Абу Бакра, сходство с реальным героем не доказано
актер, играющий роль Абу Бакра, сходство с реальным героем не доказано

Абу Бакр на протяжении всей жизни испытывал раскаяние, что нарушил неприкосновенность дома Фатимы. Доказательством того являются его слова на смертном одре.

В то же время его вопросы, которые он озвучил на смертном одре и которые хотел задать Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), показывают нам его другую сторону. Сподвижник, который всю жизнь провел рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), был его товарищем по пещере и был готов, не задумываясь отдать за него жизнь, не смог понять главную цель Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это мы понимаем из вопроса «Если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был жив, то я бы спросил, кому достанется халифат».

В то время как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) незадолго, а именно за три месяца до своей кончины, в местности Гадир Хум поднял вверх руку достопочтенного Али (мир ему) и ясно объявил, что назначил его халифом на свое место. Находившиеся там сотня тысяч сподвижников были тому свидетелями.

Мы понимаем из вопроса, который хотел задать Абу Бакр, что невоспитанное арабского общества того времени, обладавшее искаженным восприятием, было неспособно постичь законы Ислама, которые принес Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и применить их в жизни.

И мы должны понять, что, несмотря на желание Абу Бакра и Омара сделать «то, что хочет Аллах и его Посланник», их понимание позволило сделать только это.

И возможно, неосознанно они принесли огорчение дочери Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Фатиме, с которым она жила на протяжении всей оставшейся жизни, и возможно эта обида на этих сподвижников стала причиной ее кончины.

Незадолго до ее кончины, по одним преданиям, по настоянию Абу Бакра, а по другим по настоянию Омара, они пришли навестить Фатиму (мир ей).

Суннитский автор Ибн Кутайба в книге «аль-Имамат-у ва’с-Сийаса» пишет следующее:

«Омар сказал Абу Бакру следующее: «Пошли, пойдем к Фатиме (мир ей). Так как мы ей причинили страдания» (Согласно другим предания такое предложение Омару сделал Абу Бакр, и это более похоже на правду).

Они вдвоем пришли к дверям Фатимы (мир ей). Но оскорбленная несправедливостью Фатима (мир ей) не захотела с ними встречаться. Когда посредником стал Али (мир ему), промолчала на слова Али (мир ему). На это она дала им разрешение только войти. Они вошли и поприветствовали ее. Фатима (мир ей) же повернулась лицом к стене. Абу Бакр сказал следующее:

«О, дочь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), клянусь Аллахом, я люблю родственников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) больше, чем своих родственников. Я тебя люблю больше своей дочери Аиши. Если бы и я умер бы сразу после Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я знаю лучше всех твою ценность, почетное положение и благодетель.

Даже если я воспрепятствовал тебе в получение наследства, то сделал это из-за лично услышанного от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) хадиса: «Мы не оставляем наследства, то что мы оставляем, это не наследство, а милостыня…».

Фатима (мир ей) передала через Али (мир ему) следующее: «Я напоминаю им один из хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пусть они говорят правду ради довольства Аллаха. Интересно, они не слышали такой хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Довольство Фатимы – это мое довольство; страдания Фатимы – это мои страдания; кто полюбил Фатиму, тот полюбил меня, кто получил довольство Фатимы, тот получил и мое довольство; кто разгневал Фатиму, тот разгневал меня».

Они в ответ сказали: «Да, мы слышали этот от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

В это время Фатима (мир ей) сказала следующее: «Я беру в свидетели Аллаха и ангелов, вы разгневали меня, мы не получили моего довольства. Если я увижусь с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), я пожалуюсь на вас двоих».

Абу Бакр перед этими словами Фатимы (мир ей) заплакал и сказал: «Я прошу убежища у Аллаха от твоего наказания и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Фатима (мир ей) расплакалась и сказала следующее: «Клянусь Аллахом, после каждого намаза я проклинаю тебя».

Когда Абу Бакр услышал эти слова, он вышел наружу в слезах. Народ собрался вокруг него и попытались его утешить.

Абу Бакр сказал следующее: «Горе вам! Вы возвращаетесь к женам и домой в радости; оставьте меня, я не нуждаюсь в вашей присяге, оставьте меня. Клянусь Аллахом, после услышанного от Фатимы (мир ей) и увиденного, не хочу присяги передо мной ни одного из мусульман». (т.1, с. 31)

Несмотря на то, что в шиитских источниках сообщается, что после этой речи Фатима (мир ей) до самой смерти не прощала Абу Бакра и Омара и умерла рассерженной на них, в суннитских трудах же говорится, что после того разговора в доме с Абу Бакром и Омаром, она простила их.

Согласно достоверному преданию от суннитского ученого Хафиза Абу Бакра аль-Байхаки, когда Фатима Захра была на смертном одре, Абу Бакр пришел навестить ее и обратился к Фатиме (мир ей): «О, Фатима! Это Абу Бакр, который стоит у дверей и просит разрешения войти внутрь».

Фатима Захра спросила у Али: «Ты, согласен, чтобы Абу Бакр вошел ко мне», Али (мир ему) ответил «да».

После этого разрешение дала и Фатима (мир ей) и Али (мир ему) также впустил Абу Бакра.

Абу Бакр вошел к Фатиме (мир ей) с большим почтением и после приветствия сказал: «О, Фатима Захра (мир ей)! Клянусь Всевышним Хаком, я не собирал имущество, товары, богатства и слитки, чтобы передать детям и семье. Я зарабатывал и тратил только ради довольства Аллаха, Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его Ахли Бейта.

Когда он сказал: «Поэтому твое довольство для меня самое первое и важное желание», Фатима (мир ей) ответила следующее: «О, Абу Бакр, я довольна тобой, я прощаю тебе все, что связано со мной». (М. Джамаль Огут, Роза роз, с. 209; аль-Бидайе ва’н-Нихаййе)

Источник: Хайдар БАШ. "Достопочтенная Фатима (а.с.)"

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",

Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"