Справки об аттестациях пришли почти одновременно, правда пока только в электронном виде. И я поняла, насколько для меня это для галочки. Формальность.
Сейчас мне уже никто не нужен, чтобы измерять уровень моих детей, чтобы понимать, что с ними всё ок. Дело даже не в том, что сама по себе аттестация ничего не измеряет. Просто у меня система измерения совсем в другой плоскости.
В начале нашего СО, конечно, было интересно , смогут ли дети сдать, любопытно, нужно ли будет напрягаться, что-то учить. Не напрягались.
Со временем я увидела, что есть разные слои. Это не уровни, а именно слои - существуют одновременно. И научить детей писать-считать - это только один слой. Туда входит и организация, и разные привычные навыки, и отношения с книгами. Можно сказать, что это некий верхний слой, потому что именно про это думаем в начале пути.
Про техническую сторону спрашивают чаще всего.
Но есть и другие слои, которые видно не сразу, а иногда и вовсе не видать, настолько они глубоко. Глобальные вопросы «а зачем учиться тому или этому?» уже относятся к следующему слою. Остаются вроде бы те же предметы, занятия, но они уже не во главе, не рассматриваются, как самое важное в учёбе. Мы не говорим о предметах, а видим картину целиком.
Те цели, которые мы реализуем, обучая детей - это ещё один слой. Кто мы для них? Почему нам так хочется видеть себя в роли учителя? Или, наоборот, почему так страшно?
Увидеть невидимое - непросто. Быстро не получается. Есть скрытое, что руководит нами исподволь, то, что мы можем отрицать и не хотеть в себе видеть. Но всё равно оно влияет.
Семейное образование - это не только про то, «а как вы физике учить будете?», но и про многое другое. Про то, что мы привносим, даже если не видим, не говорим об этом, потому что оно тащится за нами хвостом всю жизнь. И этому тоже учим.
У семейного образования много граней, рассматривать его, как чисто процесс передачи знаний и навыков - это как видеть только одну грань.
Если удастся отойти и рассмотреть как бы со стороны, то можно увидеть не только ребёнка с его способностями, но и себя в этом процессе. Со своими особенностями. Ещё шаг назад - и видно ещё больше.
И процесс обучения основным навыкам - это всего лишь дерево, за которым не видно всего леса.
А лес есть. Если не упираться в мелочи, тогда становятся видны масштабы.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Аттестация детей - не главное. Это формальность.
7 декабря 20207 дек 2020
7
1 мин