Никакого волшебства. Хотя со стороны кажется, что оно есть. Есть некая магия в том, что ребёнок сам думает, например, о математике.
Вчера с утра Макар попросил радио Арзамас, мы слушаем подкасты про древние цивилизации. Может показаться, что такое изучение истории - и не изучение вовсе, ведь обрывочно, без погружения в тему, без фильмов и обсуждений, но Сеня именно так изучал и изучает, и его знания удивляют меня. И Макар интересуется - пусть слушает.
Он со смехом рассказал мне, что фигуры с острова Пасхи принесли инопланетяне. «Но, мам, это версия! Смешно! Там были длинноухие и короткоухие». Обожаю, когда малыши прорастают такими знаниями, всегда включаюсь в беседу, даже если занята.
Впрочем, летом таких разговоров мало, все на улице, носятся, вечером падают без задних ног, даже книги не читаю, все занятия свелись к тому, что Агата научила Макара английским словам, и теперь он нам читает рэп из них.
После историй про майя и инков мы пошли выносить цыплят, Макар считал, цыплята бегали, он ошибался. Полчаса спустя оказалось, что он думал про сложение 3+3+3+3 и предложил мне неверный ответ. Этого я допустить не могла) и отправила его за счётными палочками. Попутно объяснила про умножение.
В течение дня было еще много моментов, когда Макар приходил и спрашивал и сам же отвечал. Он может подолгу думать над одним вопросом, это качество я очень ценю в детях.
И вот по следам таких разговоров я увидела свой метод занятий с дошкольниками. Совершенно несистемный) Ненаучный. Основанный непонятно на чём. Но если коротко и не вдаваясь в причины.
У нас нет регулярных занятий вообще. Вся инициатива исходит от ребёнка, но я всегда готова поддержать, дать материал, задать вопрос, (если ребенок может подумать) или ответить самой. Мы чаще занимаемся на ходу, математика на цыплятах, на песке, физика на пляже, история на оружии и мультиках.
И вот здесь важно, даже не что мы делаем, а как. Я могу много рассказывать, что сначала Макар складывал палочки, а потом я его стала спрашивать сложение уже ближе к двум десяткам, но вам это ничего не даст. Мы все прекрасно знаем, что заниматься можно всегда и везде.
Другой вопрос - как это делать. Быть ли в этот момент учителем для ребенка, или же быть ему старшим другом? Помощником в добыче знаний? Быть контролёром и оценщиком, тем, кто вправе тестить и выдавать «звёздочки», или же быть тем, кто искренне рад, когда получается, и негодует, когда не выходит?
Видите разницу? Что бы вы почувствовали, будь на месте ребенка, если бы кто-то сказал со снисходительной улыбкой про вас «он вроде даже что-то понял». Огромная пропасть разделяет детей и тех взрослых, которые возомнили себя умными рядом с глупыми. Будет ли с радостью нести ребёнок своё открытие тому, кто сможет так же почувствовать восторг, или тому, кто скажет «сойдёт, но могло быть и лучше»? В целом нетрудно представить себе.
Мне не близка позиция человека, который всё знает заранее. Который сразу знает, куда поведёт детей, чему будет учить и как. Хотя, конечно, было бы круто так сказать.
Но у меня с каждым шагом появляется уверенность, что я двигаюсь в верном направлении.
Сегодня за ужином мальчишки жарко обсуждали, чем отличаются викинги от кельтов. Я узнала много нового)) Никакого волшебства.
Автор статьи: Александра Чернявская.