Репетиторы не оправдывают надежд, возлагаемых на них родителями.
Родителям хочется дешевле.
Но и чтобы эффективно.
И чтобы сразу, а не потом
Затратная - часть не самая важная составляющая проблемы. Если понимаешь, за что платишь деньги, то это не проблема.
Или проблема, но другая.
Мы с вами оказались в обществе, где образовательные услуги предоставляются согласно прейскуранту. Говорят, что и школам уже "спускают" план по предоставлению платных услуг.
Думаете, врут?
Но эффективность платного "дополнительного" образования отнюдь не так велика, как суммы выплат. А если начать считать и думать, то такое увидишь ...
Поэтому нервных родителей прошу статью не дочитывать. Репетиторам - можно. Они знают то, о чем написано дальше.
Капитан неочевидность. Эффективность репетиторства
Для меня это было совсем не очевидно, до тех пор, пока я не познакомился с результатами исследований о влиянии репетиторства на увеличение баллов
- хорошо успевающих в школе детей - плюс 1-2 балла к ЕГЭ
- и нулевое либо отрицательное влияние на тех, чья школьная успеваемость "хромает".
А когда познакомился, то пришлось осмыслить, чтобы поверить. И понять, что странно, если бы было по-другому.
В этой статье я расскажу об одной, на мой взгляд ключевой проблеме репетиторства, вызывающей столь странный эффект. Не единственной, но ключевой.
"Трудно поверить в постулат о вреде лжи, глядя на доходы рекламных компаний" Анекдот
Начнем обсуждение "с конца" - в хорошем смысле :)
Затем отвлечемся и я расскажу пару историй.
А в заключении будет резюме. Будет не очень последовательно, зато жизненно.
История из соседнего подъезда
Мне нет нужды выдумывать подобные истории - с избытком хватает реальных.
Рассказ знакомой мамы двух детей. Девочка, 7 класс и мальчик, 4 класс.
"Приходит репетитор по английскому, садятся заниматься. Вдруг слышу плач. Захожу - дочь сидит, плачет, а та ее уговаривает ..."
"... Я после занятий говорю дочери: ты бы потом поплакала, мы же деньги платим!"
Почему плачет девочка? Репетитор плохой? Да нет, обычный.
"Я не понимаю-ю-ю-ю"!"
Вот почему она плачет. А время идет, час занятий пролетает быстро. Мама считает деньги и нервничает.
Мама работает за деньги. И репетитор работает за деньги.
Эти деньги для большинства родителей составляют ощутимую часть бюджета.
Да и репетитор не хочет разбрасываться клиентами. Рассказы про то, что "я нарасхват, не успеваю, на всех не хватает" - вымысел. Не такая это уникальная услуга - репетиторство, а даже наоборот - легко заменяемая.
Взгляд из-за угла
Поставьте себя на место репетитора.
Что делать в такой ситуации, чтобы работу не потерять?
Ладно, если родители только по финансам напрягаются. Но еще ведь и ребенок подливает масла, напрягает родителей.
"Она так объясняет, что я ваще ничо не понимаю-ю-ю-ю-ю!" Отмазываться-то от родителей как-то надо. Не принимать же, в самом деле, ответственность на себя.
Ну, вы понимаете ...
Риск для репетитора становится неоправданно велик.
Репетитор знает: уйдет она, придет следующий репетитор. И что он спросит?
- "А у вас были другие репетиторы? А почему вы с ними расстались?"
И получит в ответ:
- "Да она ваще ничо толком объяснить не могла ребенку! От слова "ваще"!
"Ага!", - смекает не такой глупый человек-репетитор. "Вот что они хотят!"
Заказывали? Получите и распишитесь
Какая стратегия поведения репетитора будет объективно выигрышной? Давать то, что заказывают.
Какая стратегия работы репетитора по математике самая выигрышная? Та, что гарантирует немедленный или очень быстрый, то есть видимый результат.
А конкретнее?
А конкретнее абсолютное большинство репетиторов делают с детьми домашние задания и объясняют им то, что будет на следующем уроке. Именно эта стратегия репетиторства объективно - лучшая.
Можно еще сказать - статистически лучшая. Хотя можно было не говорить. Стратегия - это всегда работа с вероятностями.
Но это худшая из возможных стратегий обучения.
Вспоминаем приведенные выше данные об эффективности репетиторства.
"Что же взамен?",- спросите вы. А некоторые еще добавят: " ... Раз такой умный - предложи что-нибудь взамен" ))
Если честно, я никогда не понимал такую "логику". Даже когда профессионально работал аналитиком.
Мне всегда казалось, что анализ проводят с целью улучшения понимания текущей ситуации и поиска более оптимального решения. Поэтому анализ просто обязан начинаться с осмысления цели и выяснения, что и почему не устраивает сейчас.
Видимо, ошибался.
Но все равно, в продолжении этой статьи я расскажу еще одну реальную историю (я ведь обещал пару), на примере которой покажу "чего-нибудь взамен". Вот только боюсь, что в стратегию массового репетиторства это не внесет никаких изменений.
Я же сказал: "Именно эта стратегия репетиторства объективно лучшая".
Но в индивидуальном обучении существует более эффективный подход, отличный от объяснений. И он очень даже может сгодиться тем, кто сам занимается со своими детьми.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
А пока можно прочитать вот эту статью, о том, можно ли научить ребенка думать?