Сегодня поговорим об одном из самых живучих жанров рока - гаражном роке.
Гаражный рок (тинейджерский рок-н-ролл, гаражный панк, панк 60-х) - сырой, грязный поджанр рок-н-ролла, пик популярности которого пришелся на середину 60-х годов. Основные характеристики - агрессивные вокал, применение гитарного эффекта фузз, примитивные аккорды, короткие песни. Истоки влияния - ранний рок-н-ролл, блюз, серф-рок, группы «британского вторжения». Термин появился в начале 70-х в статье Джона Менждельсона, которому нужно было как-то охарактеризовать тинейджерские команды середины 60-х.
В середине 50-х годов прошлого века молодые белые американцы активно копировали музыку черных (блюз), называя это рок-н-роллом. Джин Винсент, Чак Берри, Бадди Холли, Элвис Пресли, Эдди Кокрэйн и другие представители нового поколения пели о танцах, веселье, любви и сексе. Детишки довольны, а родители, консерваторы и власти в ужасе. Рок-н-ролл был опасен и это злило политиков, у которых были свои планы на молодежь. Но к концу 50-х бунт утих и ушел в андеграунд. Элвис отправился в армию, Чак Берри угодил в тюрьму, а Бадди Холли разбился на самолете. Мейджор лейблы решили, что с рок-н-роллом покончено.
На самом деле молодые американцы не думали бросать гитары. Ребята собирались в гаражах своих родителей и пытались повторить Rumble Линка Рэя, играли каверы на первый рок-н-роллы и блюзовые стандарты. Но чего не хватало. Выступление The Beatles на шоу Эдда Салливана и последовавшее за ним «британское вторжение» оказали огромное влияние на американских школьников. Утяжеленные приблюзованные The Kinks, The Who, Pretty Things и The Rolling Stones вдохновили ребят по всей Америке создавать свои группы и записывать песни. Радиостанции и студийные боссы тоже опомнились и обратили внимание на юных рокеров.
Пик популярности гаражной музыки пришелся на 1964 - 1967 года. В те годы альбомы еще не пользовались популярностью, поэтому гаражников знали в основном по синглам. Sam the Sham & the Pharaohs с песней Wooly Bully, The Castaways с Liar, Liar, Question Mark (?) and the Mysterians с 96 Tears даже пробились в первую десятку Billboard. Но наступила психоделическая эра и тренды резко сменились. Быстрые и грязные рок-н-роллы The Seeds и The Sonics сменились длинными соло на гитарах и песнями о наркотиках и философии мира и любви. Гаражная музыка ушла в тень.
В первой половине семидесятых хард-рок, хиппи-психоделия, прогрессивный рок и другие популярные в те годы жанры достигли пика популярности и публика начала от них уставать. Молодежи хотелось чего-то энергичного и грязного. Журналисты Ленни Кей и Лестер Бэнкс написали несколько статей о рок-музыке середины 60-х, вызвав новый интерес к гаражной музыке. Кей инициировал издание сборника Nuggets: Original Artyfacts from the First Psychedelic Era, в который вошли песни тинейджерских команд середины 60-х. Все это привело к появлению нового жанра - панк-рок. Но об этом мы поговорим в другой раз.
Гаражный рок - один из самых живучих жанров. Первый ревайвал случился в конце 80-х - начале 90-х. Очевидные примеры - The Gories и The Mummies. Полноценное возрождение случилось в начале нулевых годов, когда группы The Strokes, The White Stripes, The Yeah Yeah Yeahs, The Reatrds и сотни других команд ворвались в мир мейнстрима. В десятые годы рок-музыка переживала не лучшие времена, но гаражный рок всегда был где-то рядом. Эту музыку транслируют новому поколению Ty Segall, Oh Sees, Psychedelic Porn Crumpets, King Gizzard & The Lizard Wizard и другие ребята, которые любят играть на гитарах.
Несколько треков, с которых можно начать знакомство с жанром.
1. Link Wray - Rumble
2. The Sonics - Cinderella
3. The Troggs - Wild Thing
4. Question Mark (?) and the Mysterians - 96 Tears
5. The Standells - Dirty Water
6. The Count Five - Psychotic Reaction
7. The Seeds - Can't Seem to Make You Mine
8. The Kingsmen - Louie Louie
9. The Gories - Give Me Love
10. The White Stripes - Fell In Love With A Girl
Предыдущие выпуски: