На мой взгляд, лидер отличается от менеджера эмоциональной, в первую очередь «воодушевляющей составляющей». Постараюсь объяснить, что это такое.
Лидер не просто задает стратегическую, то есть дальнюю, цель, а придает своим последователям моральный, духовный, если хотите, посыл. Менеджер тоже может обладать стратегическим мышлением, но при этом он ставит своим подчиненным четкие, вполне земные и конкретные, цели и задачи. Для описания сподвижников лидера и менеджера даже слова мы используем разные: у менеджера (в переводе – управляющего), есть подчиненные, т.е. он управляет по праву должности, а у лидера есть последователи, которые идут следом исключительно по собственной воле. И вот как сподвигнуть взрослых адекватных людей на новые свершения – вопрос эмоциональной зрелости, эмоционального интеллекта этого лидера.
Любые качества в человеке заложены от рождения – какие-то в большей степени, какие-то в меньшей, и их дальнейшее развитие зависит от двух факторов: собственного желания и диктата окружающей среды. Что это значит.
Если человек сам хочет что-то развивать, то его практически невозможно остановить. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любую биографию любого великого человека. Лидеры, проявляющиеся на этом пути, сами создают себе ситуацию, которую им бы хотелось решить.
Бывает и по-другому: человек волею судеб оказывается в некоей ситуации, в которой у него всего одна альтернатива: решить эту ситуацию или в ней сгинуть (не обязательно в физическом смысле). Лидеры на этом пути тоже решают ситуацию, и разница лишь в том, что приходят они к этому не по своей воле.
И в том, и в другом случае лидеры СНАЧАЛА принимают решение подчинить себе ситуацию, а уже потом либо идут собственным путем проб и ошибок, что долго, либо ищут способы изучить новые приемы и навыки, что быстрее и эффективнее.
Так что лидерские навыки можно и нужно развивать, опираясь на врожденные качества, помноженные на внутреннюю мотивацию человека.