Найти тему
Психология

Когда критика в радость

Критика и негатив в наш адрес неизбежен. Мы всегда кому-то в чем-то не нравимся, и это нормально. Многие годы критика больно ранила меня и выбивала из колеи, но в какой-то момент ситуация начала меняться, а потом и вовсе перестала беспокоить. Больше того, критику в свой адрес я теперь люблю и приветствую!

Критика – это чья-то правда. Существует такой набор жизненных ситуаций, в которых критика оказывается верной и правильной для прожившего их человека. Важно понять эти обстоятельства.
– Шесть!
– Девять! 
Только потому что ты прав, не значит, что я ошибаюсь. Просто ты не видел ситуацию с моей позиции. Изображение взято из гугл поиска.
– Шесть! – Девять! Только потому что ты прав, не значит, что я ошибаюсь. Просто ты не видел ситуацию с моей позиции. Изображение взято из гугл поиска.

Когда поняла этот простой тезис, мое отношение к ней резко изменилось, потому как раз это правда, значит где-то я действительно косячу, недотягиваю или есть способ сделать/быть лучше. Собственно алгоритм работы с критикой, который фундаментально изменил мое отношение к ней, достаточно простой. Пример: вы стараетесь, готовите шикарный казалось бы борщ, но пришедший друг говорит, что невкусно.

Первое. Самый важный шаг – отделить эмоции от фактов. Почти всегда эмоции "смазывают" всю картинку фактов и не дают нам расти за счет критики. Эго болит. Это факт неоспоримый. Еще более важный факт – от приболевшего эго ничего страшного не случается. Это эмоция, она в подавляющем большинстве случаев безопасна, если ее осознать и прожить (не подавлять!), и уж точно не смертельна. Да, это очень неприятно, и чем больше эго, тем больнее, и… тем в больший игнор его, эго, следует отправить! Болит? Ну, и пусть себе болит, наша задача – самосовершенствование. Поболит, как в детстве от некупленной машинки в супермаркете, и забудется. Как принято говорить в психологии: перерастайте свои травмы. Со временем, с практикой, этот навык отделения эмоций от фактов станет вторым “я”, эго сдуется, процесс проживания неприятного станет обыденным, а сами эмоции постепенно будут сходить на нет, пока от них почти ничего не останется.

Именно этот шаг также позволяет спастись от злоупотреблением критикой – манипуляцией. Это когда собеседник пытается сыграть на чувствах и эмоциях, желая получить своё, а не пытается донести свою какую-то мысль, которая может оказаться действительно полезной.

Второе. Когда эмоции остыли, самое время вступать в игру сухому, холодному уму. Уберите из критики все, что касается эмоций самого критикующего и оставьте только голые факты. Еда невкусная. Работа сделана медленно. Одежда неопрятная. Частые опоздания и т.д. Постарайтесь выделить максимально коротко самое главное. Идеально, если есть возможность, после формулирования критики в таком холодном, четком виде, спросить критикующего, правильно ли выделена мысль, это ли имелось в виду.

Любая ситуация может выглядеть очень по-разному с разных точек зрения. Главное спокойно во всем разобраться. Изображение взято из гугл поиска.
Любая ситуация может выглядеть очень по-разному с разных точек зрения. Главное спокойно во всем разобраться. Изображение взято из гугл поиска.

Третье (этот шаг может быть пропущен). Иногда не получается выделить четко и конкретно суть критики. Например, критика “Борщ невкусный” неконструктивная и слишком общая. Просите конкретизировать: слишком соленый? Слишком жирный? Слишком много картошки? Спрашивайте пока не добьетесь конкретных аспектов, с которыми можно в дальнейшем работать. Если собеседник конкретизировать претензию не может, в топку такую критику, она неконструктивна. Другая ситуация встречалась мне в работе, когда несколько разных человек дают на первый взгляд разные негативные отзывы. С ними всеми (отзывами) работала по этой же схеме: выделала в каждом голые факты, выписывала на листочек и группировала по темам. Если отдельные претензии оставались одиночными, т.е. один человек один раз сказал, что я не умею общаться, а все остальные критиковали что-то другое, то такие утверждения отметала как субъективные или второстепенные. Когда мнения пересекаются и несколько человек говорят одно и то же, то это уже что-то более объективное с чем можно работать.

Четвертое. Решите, важен ли для вас этот отзыв. Например, если мне кто-то скажет, что я невкусно готовлю, то пожму плечами и скажу, что, да, не сильна в этом и не планирую что-либо по этому поводу делать. Если критика важна, то следующие шаги помогут выйти в конструктив.

Пятое. Дьявол в деталях. Самая напряженная часть – разобраться, верно ли критика отражает ситуацию, подробно разобраться в деталях. Собственно, если вы с ней согласны, то можно переходить к следующему шагу. Если нет, то важно проговорить претензию с критикующим. Задать вопросы, понять его/ее позицию, конкретную ситуацию, из которой родилась критика. Как знать, может, вы на супер скорую руку готовили борщ из того, что было в холодильнике. Сохраняйте трезвость ума, не вовлекайте эмоции – они все испортят. Там, где вы не согласны, говорите, почему не согласны, возможно, ваш собеседник тоже чего-то не знает. Например, человек привык к борщу-свекольнику, а вы готовите по южному рецепту с томатной пастой. Ну, да, вкус будет другой, непривычный и не всем может понравиться. И так далее.

Изображение взято из гугл поиска.
Изображение взято из гугл поиска.

Последнее. Когда всё стало ясно-понятно, остается самое простое – действовать. Набраться терпения, включить смекалку (в свой статье пишу, как это сделать) и пробовать, улучшать, просить новые отзывы и, сравнивая себя сегодняшнего с собой вчерашним, радоваться переменам.

Взаимодействовать с живыми людьми относительно критики и негативных отзывов – это, по-началу, всегда большой стресс. Чтобы как-то “поднатаскаться” в этом без реальных баталий и не рискуя отношениями, можно проработать практически все шаги с... яндексом или гуглом. Эдакая песочница. Практически все те же самые шаги актуальны не только для ситуаций критики, но и когда человек ошибается в своих утверждениях. Точно так же сначала надо проигнорировать эмоции, холодно подойти к фактам, далее разобраться в деталях, а потом принять другую точку зрения.

Упражнение довольно простое. Выпишите 20-30 утверждений о сложных, неоднозначных явлениях, в которых вы не сомневаетесь. Например, компьютерные игры вредны для детей. Сначала наберите в поиске свое утверждение и посмотрите доводы, которые приводятся в защиту вашего мнения. Дальше в том же поиске наберите “Польза компьютерных игр”. Первая реакция часто будет отрицанием, но прорабатывая пошагово одно за другим, вы научитесь этому несложному, но ооооочень полезному навыку работать с критикой как чьей-то другой правдой, на размер которой вы можете расширить самого себя и обогатиться этим.

Помните, 3+6=9, равно как и 5+4, и 8+1, и даже 10-1 тоже 9. Мы можем очень по-разному мыслить, идти разными путями и быть на разном этапе этого пути, но это не значит, что один из нас прав, а остальные – нет.

Самое главное, отмечайте про себя этот важный момент собственного расширения, когда вы осознаете, что упускали из виду, а теперь узнали больше. Это волшебный момент ментальной, эмоциональной и духовной трансформации.

Если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк (в мобильной версии кнопка в самом низу экрана), так Дзен покажет её большей аудитории, и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы (жёлтая кнопка вверху). Спасибо!