Я люблю живопись и даже изучала в свое время что-то типа истории искусств, хотя и не слишком преуспела в этой области, решив, что искусствоведом вместо меня распрекрасно может стать кто-нибудь другой. Тем не менее, привычка периодически втыкаться во всякие искусствоведческие статьи и книги у меня осталась.
И вот рассматриваю я работу "Две сестры" Владимира Маковского на приличном таком музейном сайте и читаю следующее описание.
"Это полотно — печальная сатира Владимира Маковского, которая изображает разрушение родственных отношений из-за денег. Художник детализирует каждый образ, предметы обихода и интерьер.
Возможно, зрители картины становятся свидетелями неожиданного визита одной из сестёр. Она пришла в отцовский дом с какими-то требованиями... Владимир Маковский подчеркнул разницу в облике двух сестер — между ними зияет пропасть социального и финансового неравенства. Они по-разному одеты... На стенах кабинета висят картины. Полки этажерок заполнены книгами и статуэтками. Это намёк художника на то, что в былые времена дом был красиво и богато обставлен. Сейчас же дела обстоят иначе: на отце — поношенный сюртук, на столе стоит бутыль, чернильницы пусты, а вокруг стола — беспорядок." И т.д.
Я удивленно хмыкаю и любопытства ради лезу по другим местам с описаниями картины. Все как под копирку"визит богатой дамы к обедневшей родне". Хуже того, нахожу одобренный Минпросом план проведения занятия по картине все с тем же "укажите, какая сестра богаче, что свидетельствует о бедности второй сестры". ("Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника»)
Але, ку-ку! Я, конечно, понимаю, что времена меняются и люди перестают понимать какие-то реалии минувшего. Но у Маковского ошибиться в сюжете очень тяжело, он дотошно постарался все до точки прописать. Всякие там белоснежные крахмальные манжеты и золотые запонки на обнищавших отцах и золотые же часовые цепочки на скромных талиях бедных сестер демонстрируют , что перед нами - люди достаточно состоятельные. И особого бардака в рабочем кабинете , прямо скажем, нет - а есть другие признаки полного благополучия - картины, ковры и позолоченные чернильницы. А отсутствие демонстративной роскоши в одежде и убранстве плюс отсутствие ремонта говорит не о бедности, а о взглядах семейства - да, это некоторый пуританизм и равнодушие к комфорту и удобству.
Смотрим на пол. Там валяется раскрытая газета. Смотрим на нос гостьи-сестры. Там пенсне. Пенсне на нос дамы надевают, когда хотят что-то прочитать. Например, газету, которую потом гневно кидают на пол. Напомним, что тогдашние газеты считали своим долгом печатать сведения о семейных скандалах в известных и богатых семействах.
Ну, а чтобы совсем уж не осталось сомнений - а вдруг в газете было напечатано, что на старшую сестру завели дело о хищении средств из кассы благотворительного общества, например, - Маковский любезно вешает над головой каждой из сестер по картине. Над головой "хорошей сестры" мы видим Святое Семейство. Над головой "плохой" сестры мы видим женщину с черепом. Как неудавшийся искусствовед могу авторитетно заявить вам: если на какой картинке дама баюкает череп - то перед нами Мария Магдалина в ипостаси кающейся грешницы. Череп - ее любимый атрибут и практически питомец - этим черепом с эпохи Возрождения символизировалась тщета и праховость всякой плоти, даже такой роскошной плоти, как у вышеупомянутой Магдалины.
Поэтому сюжет картин прост, как мычание - дочурка, ушедшая из семьи строгих нравов, начала вести ту жизнь, которая ей нравится, и вляпалась в скандалище - сейчас родитель требует объяснений и всем очень неловко.
Передайте там в Минпрос, чтобы они детей глупостям-то не учили.
АПДЕйт, Господа, тут нет простора фантазии, художник нам его не оставил)) Магдалина в художественной традиции - это как если бы текстом напечатать - "тут кто-то совершил плотский грех" - ни о каком стяжательстве, наследстве и прочих финансах тут речи не идет. Красный цветок в волосах в сравнении с полунимбом сестры уже так, деталь. И никакое требование наследства не вызвало бы такой ужас, жалость и отвращение на лице тогдашней добродетельной женщины, глядящей на свою падшую сестру))) Впрочем, думаю, карикатуры песковых и мериновых полтораста лет спустя тоже будут вызывать вопросы...