Семейство Паркеров обживается на новом месте. Городок Натгари — австралийская глухомань посреди пустыни. Того и гляди мимо пронесётся Безумный Макс. Дома не любят говорить о переезде и прячут глаза. Отец (Джозеф Файнс) строго велит сыну Томму (Николас Хэмилтон) не выпускать из вида его старшую сестру Лили (Мэддисон Браун). Однажды ночью Томми и Лили уходят из дома. Местный полицейский (Хьюго Уивинг) обнаруживает в базе, что у Лили уже был подобный инцидент, и просит подождать — в 95% случаев дети сами возвращаются в течение суток. Город тем временем накрывает песчаная буря.
Все, кто читал американскую прессу «Чужой страны», знают, что кино это унылое, меланхоличное и аморфное. Единичные российские рецензенты настроены ещё более категорично. Кажется, все критики планеты предпочли бы, чтобы вместо нервного аптекаря Файнса (кстати, первым выбором создателей был Гай Пирс) папой пропавших детей оказался Лиам Нисон. Точно было б веселее — с экшном, драйвом и огоньком, в прямом и переносном смысле. Да и на гонорар Хьюго Уивингу тратиться б не пришлось — его персонаж просто не понадобился. Лиам бы все взял на себя. Проблема обманутых ожиданий в том, что на потенциально «жанровый» сюжет дебютантка Ким Фаррант сняла совсем нежанровое кино.
«Чужая страна» — не про то, как решить проблему. Случившаяся трагедия затягивает Паркеров в беспросветную бездну. Это фильм про родительский ад. Потерялись не дети — потерялись родители. Вопросы, на которые нет ответа, причиняют физическую боль. Тело не хочет мириться со страданиями — рвётся наружу и предаёт разум. Кромешная мгла рассказана с женской перспективы. У «Чужой страны», безусловно, женский голос. Не только благодаря самоотверженной роли Николь Кидман, которой, как справедливо заметил один заокеанский критик, лучше всего даются роли скорбящих матерей («Другие», «Кроличья нора»). Слабый пол оккупировал в проекте практически все ключевые позиции — мужчины здесь отвечают только за операторскую работу (П. Дж. Диллон снимал «Викингов» и «Игру престолов») и музыку (композитор «Краха» Кифус Чьянчья) Голос этот не феминистский, как можно было бы предположить, а, скорее, материнский.
При этом работа Фаррант не лишена саспенса. Просто под беспощадным австралийским солнцем он расплавится до состояния неприятной, вязкой субстанции. Это, вообще, очень австралийское кино, небанально снятое и невыносимо прекрасное. Здесь есть всё, за что следует любить кинематограф этого континента: атмосфера безвременья, когда не ясно — был апокалипсис или он ещё где-то за горизонтом; отвечающие за метафизику аборигены и саднящая ненужность всего живого в аномальной красоты марсианских ландшафтах. Человек на этой выжженной земле, под этим бескрайним небом кажется какой-то вредной молекулой, вирусом. Поистине «Чужая страна».
#кино #рецензия #николь кидман #чужая страна