Найти тему
Советская авиация

Монинский музей в середине 1990-х годов глазами англичанина (Часть 1)

Оглавление

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13

Эта серия статей является переводом книги англичанина по имени Colin W. Prentice, посвящённой музею ВВС в подмосковном Монино. Книга была выпущена в 1997 году издательством Airlife Publishing Ltd. В ней собраны фотографии и впечатления автора от главного авиационного музея России, который он посещал дважды: в ноябре 1994 и в мае 1996 года.

Обложка книги Monino: The Russian Air Force Museum
Обложка книги Monino: The Russian Air Force Museum

Об авторе

Колин Прентис всю свою жизнь был «помешан на самолётах», пройдя путь от восьмилетнего споттера в аэропорту Саутенд в Эссексе (Великобритания) до продюсера серии энциклопедий «Крылья», выпущенных на компакт-дисках под брендом Maris Multimedia/Discovery. Ему 72 года, у него и его жены семеро детей и одиннадцать внуков. Прежде чем профессионально заняться мультимедийными авиационными проектами, много лет работал графическим дизайнером. Колин подготовил макет, фотографии, текст и иллюстрации для своей первой изданной книги«Монино: Музей ВВС России».

Фото с личной страницы в ФБ (fb.com/colinw.prentice)
Фото с личной страницы в ФБ (fb.com/colinw.prentice)

Введение

Музей ВВС России расположен на территории Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина в Монино, небольшом городке неподалёку от Москвы. До недавнего времени эту уникальную коллекцию самолетов и артефактов не могли увидеть видели даже сами жители России. Однако, по сравнению с временами «холодной войны» сейчас он стал более доступным, и теперь множество его интересных экспонатов регулярно видят как российские, так и иностранные посетители.

Тем не менее, он не похож ни на один американский или европейский авиационный музей. По-прежнему требуются различные «разрешения» и документы, чтобы получить возможность бродить и фотографировать, особенно внутри ангаров. В музее находится около 150 самолетов, из которых около 100 доступны в любое время. Экспозиция варьируется от хрупких этажерок Первой мировой войны до прототипов новейших истребителей, созданных авиационными конструкторскими бюро. На территории можно увидеть как гражданские авиалайнеры, так и военные истребители, часто стоящие бок о бок в довольно неорганизованном порядке. Помимо истребителей и авиалайнеров есть бомбардировщики, вертолеты, экспериментальные, учебно-тронировочные самолеты и даже планеры и легкие самолеты.

Мой первый визит в Монино состоялся в середине ноября 1994 года. Температура на улице была пугающе низкой, -13 °C, и моя ручка отказывалась писать, а камера отказывалась работать в таких условиях, даже внутри ангаров! Чего нельзя было сказать о моем маленьком 75-летнем проводнике, который служил штурмовиком во время налётов русских на Берлин во время Второй мировой войны (известной русским как Великая Отечественная война). Во время моего второго визита температура была удушающей: +28 °C. Монино ‒ место резких контрастов, и установленные здесь самолёты сильно страдают от суровых погодных условий и нехватки средств на сохранение и восстановление. Тем не менее, за последние пару лет проделана большая работа, и все выглядит намного аккуратнее.

Монино - это не только место отдыха уставших самолетов. В тесных помещениях размещается большая экспозиция моделей, фотографий, произведений искусства и экспонатов, демонстрирующих достижения некогда обширной Советской Социалистической Республики, ее авиаторов и конструкторов. Здесь также выставлено большое количество старых авиационных двигателей и вооружения. Это особенное место для всех, кто хоть немного интересуется самолетами или авиацией. Осуществите свой первый визит туда через страницы этой книги, а затем запланируйте личный визит при первой возможности, чтобы ощутить на себе атмосферу этой удивительной коллекции.

-3

Часть 1

Настоящий вертолет-монстр ‒ это первый экспонат, который вы встретите при входе на открытую площадку. Гигантский рекордный двухроторный Ми-12 возвышается над прототипом Су-35, недавно пополнившим собой к длинную линейку самолётов Сухого, представленных здесь.

-4

Массивная, призрачная форма В-12, покрытая снегом, как будто укрывает и защищает СБ ‒ «скоростной бомбардировщик» Туполева 1936 года, который совершенно затмевается громадиной вертолета.

-5

Глядя на выцветшую краску на носу огромного В-12 создается впечатление, что вы смотрите на стареющий гигантский реактивный самолет вертикального взлета и посадки.

-6

В-12 имеет два двигателя и ротора от Ми-6. Его грузоподъемность превышала Ан-22 и Ил-76. Этот образец в 1969 году смог подняться на высоту 2255 м при весе 40 204,5 кг. Проект был закрыт, поскольку Ми-26 оказался намного лучше. Вот одна из огромных спаренных силовых установок этого удивительного гигантского русского вертолета.

-7

Встреча Востока с Западом. Знак в начале открытой экспозиционной площадки разделяет советский бомбардировщик СБ и североамериканский North American B-25 'Mitchell'. В-25 в большом количестве использовался Советским Союзом во время Великой Отечественной войны.

-8

Линейка установленных на открытом воздухе самолётов Второй мировой войны, греющихся под долгожданным летним солнцем.

-9

Бомбардировщик СБ образца 1936 года воевал в Испании, где превосходил даже истребители противника. Единственным его недостатком было то, что он легко загорался при попадании.

-10

Монинский экземпляр, кажется, неплохо себя чувствует, учитывая годы, проведенные на открытом воздухе.

-11

Этот свежо выглядящий B-25, сияющий русской маркировкой времён Второй мировой войны, является недавним пополнением музейной экспозиции самолетов.

-12

Тысячи B-25 успешно использовались советскими войсками во время войны с Германией.

-13

Производство бомбардировщика Ильюшина ДБ-3 началось в 1936 году.

-14

Он прошел многочисленные доработки и с марта 1942 года был переименован в Ил-4. Общий объем производства превысил 5250 самолетов.

-15

Еще один американский бомбардировщик времен Великой Отечественной войны, поставлявшийся по ленд-лизу ‒ Douglas A-20 'Boston'.

-16

Во время первого визита автора этот самолет находился в старом довоенном ангаре, но теперь несколько потрепанная военная птица сидит в траве вместе с другими стареющими самолётами, которым было бы лучше, если бы их защищал ангар.

-17

Другой проект времён войны, который подвергся серьезному развитию ‒ это семейство самолётов Ту-2. Первый экземпляр поднялся в воздух в начале 1942 года.

-18

Этот самолет Андрей Туполев спроектировал, когда находился в тюрьме. Позже за эту работу он был награжден орденом Ленина.

-19

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!