Найти в Дзене
Афиша

10 лучших песен Тома Уэйтса, которые должен услышать каждый

«Я люблю красивые мелодии, которые сообщают мне страшные вещи», — признавался сам Том Уэйтс, один из главных адептов экспериментального рока. Его дискография насчитывает 16 студийный альбомов, семь сборников, 24 сингла — и это далеко не предел. Тем амбициознее выглядит задача отобрать 10 самых главных песен в карьере Уэйтса. Мы попытались. «(Looking For) The Heart Of Saturday Night» Дебютный альбом Уэйтса, «Closing Time» (1973), не сделал музыканта знаменитым, зато эта задача была решена уже после второй пластинки, «The Heart of the Night», вышедшей годом позднее. Выбранный сингл — ода субботним вечерам, единственному времени на неделе, когда человек может жить по-настоящему после утомительной рабочей недели. Образ пьющего героя еще не раз встретится в песнях музыканта. «Tom Traubert's Blues (Four Sheets to the Wind in Copenhagen)» Бесспорно одна из лучших песен в карьере Уэйтса вообще и в ключевом для развития музыки альбоме «Small Change»(1976) в частности. Музыкант возвращается к м
Оглавление

«Я люблю красивые мелодии, которые сообщают мне страшные вещи», — признавался сам Том Уэйтс, один из главных адептов экспериментального рока. Его дискография насчитывает 16 студийный альбомов, семь сборников, 24 сингла — и это далеко не предел. Тем амбициознее выглядит задача отобрать 10 самых главных песен в карьере Уэйтса. Мы попытались.

«(Looking For) The Heart Of Saturday Night»

Дебютный альбом Уэйтса, «Closing Time» (1973), не сделал музыканта знаменитым, зато эта задача была решена уже после второй пластинки, «The Heart of the Night», вышедшей годом позднее. Выбранный сингл — ода субботним вечерам, единственному времени на неделе, когда человек может жить по-настоящему после утомительной рабочей недели. Образ пьющего героя еще не раз встретится в песнях музыканта.

«Tom Traubert's Blues (Four Sheets to the Wind in Copenhagen)»

Бесспорно одна из лучших песен в карьере Уэйтса вообще и в ключевом для развития музыки альбоме «Small Change»(1976) в частности. Музыкант возвращается к мотиву томимого мужчины и рассказывает о прогулке с Матильдой по датской столице (хотя сингл был записан в Лондоне). Что делает «Tom Traubert's Blues (Four Sheets to the Wind in Copenhagen)» особенным, так это включение в нее народной австралийской песни «Waltzing Matilda».

«The Piano has been Drinking»

Идеальный пример абсурдистской лирики Уэйтса: он изображает пьяницу с бессвязной речью, который похож на расстроенное пианино в углу обычного бара. Вдохновлялся музыкант атмосферой знаменитого джаз-клуба Ронни Скотта в Сохо, которым управлял Пит Кинг. Его имя даже упоминается в расширенном названии сингла.

«Christmas Card from a Hooker in Minneapolis»

Еще один культовый хит 1976 года, своей горьковато-сладкой мелодией напоминающий «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза. На этот раз поется о письме, которое Чарли получает от проститутки. В нем она очевидно лжет о том, как она счастлива, после чего рассказчик объявляет, что героиня получит право на условно-досрочное освобождение только ко Дню святого Валентина. Сам Уэйтс описывал этот сингл, как «лаконичная зарисовка от первого лица».

«Heartattack and Vine»

С этой песней Том Уэйтса вышел на новый уровень, заодно существенно расширив фанатскую базу. «Heartattack and Vine» повсеместно использовалась в рекламных роликах и телешоу, больше всего запомнилось ее исполнение в культовой передаче Wire. На это Уэйтс однажды ответил так: «Неудивительно, что компании пользуются чарами этой песни, ведь пока вы находитесь в трансе, вы готовы купить и газировку, и нижнее белье, и автомобиль».

«Johnsburg, Illinois»

Кто-то будет спорить о величии этой песни? Вряд ли. Песня из важнейшего альбома «Swordfishtrombones» (1983), который делит карьеру Уэйтса на равные половинки. Он отошел от фортепьянной и струнной аранжировки, сменил темповую модель, что хорошо слышно на примере «Johnsburg, Illinois». Эту песню он посвятил родному городу своей жены Кэтлин Бреннан. Несмотря на строчку «Она моя единственная настоящая любовь / Она все, о чем я думаю...», Уэйтс был очень закрытым человеком, который всегда четко разделял интимное и публичное. Но здесь, так сказать, вырвалось.

«Rain Dogs»

Титульный трек из вышедшего через два года «Rain Dogs» в очередной раз доказал неуемную страсть Уэйтса к экспериментам и непрекращающееся движение к новым вершинам. Многие песни этой пластинки стали классикой: «Cemetery Polka», «Hang Down Your Head», «Singapore», но именно за заглавным синглом кроется истинное величие. Вдохновлением для него стал документальный фильм «Уличный мудрец» («Streetwise»), в котором рассказывалось о девяти бездомных подростках из Сиэтла. Благодаря Уэйтсу и его работе над песней в словарь Коллинза добавилось новое слово «Waitsian sound», которое означает «хриплый, грубый вокал, диссонансные звуки и использование необычных инструментов».

«Temptation»

Новый альбом 1987 года содержал в себе ранее невиданные латинские мотивы, которые объясняются калифорнийским детством Уэйтса, в непосредственной близости от Мексики. Что еще более важно, так это изменение работы с голосом: от хрипловатого и порой грубого вокала он перешел к более сдержанному и плавному. Доходит даже до фальцета, который сам Уэйтс называл не иначе, как «голос принца».

«Hoist That Rag»

В 2004 году музыкант совершил очередной переход в своем творчестве, адаптировавшись к хип-хопу. Он начал использовать биты и битбокс, чтобы сделать еще больший акцент на собственном уникальном голосе. Как итог — одна из лучших современных песен артиста. Также заметно обращение к политической тематике, чего раньше за Уэйтсом не наблюдалось.

«Hell Broke Luce»

Самое яркое политическое высказывание Уэйтса, в котором он осуждает политиков, развязавших войну в Ираке. Тематике песни соответствует и
ее настроение: апокалиптичное и злое. Примерно в том же духе выполнены, например, «Day After Tomorrow on Real Gone» и «Road to Peace on Orphans», но «Hell Broke Luce» (в качестве названия послужила цитата одной из надписей на стенах тюрьмы Алькатраса) получилась особенно цельной.