Найти тему
Даруль Фикр

День ар-Раджи’

Прибыли люди родов ‘Удаль и аль-Карра к Пророку ﷺ и, заявили ему о том, что их племя приняло Ислам, и попросили они Пророка ﷺ чтобы он, да благословит его Аллах и приветствует, послал к ним людей для обучения их основам религии и чтению Корана. И Пророк ﷺ послал к ним десять человек: Марсада ибн Абу Марсада, Халила ибн аль-Букайра, Амра ибн Ауфа ибн Малика, Хубайба ибн Адийя, Зейда ибн ад-Дасинна и Абдуллу ибн Тарика во главе с Асымом ибн Сабитом, да будет доволен ими всеми Аллах.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил людей (отряд, численностью в десять человек), в качестве соглядатаев, назначив старшим над ними Асыма ибн Сабита аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Они двинулись в путь, а когда достигли аль-Худата (места, находящегося между Асфаном и Меккой), про них стало известно людям из племени Хузайль, которых называли род Лихйан. Эти люди — лучники и пращники (в количестве около сотни) двинулись вслед за сподвижниками. Заметив их, Асым и его товарищи укрылись (на какой-то возвышенности), а эти люди окружили их и сказали:

«Спускайтесь вниз и сдавайтесь, а мы обещаем вам, что никого из вас не убьём».

На это Асым ибн Сабит сказал:

«Что касается меня, то я не спущусь (и не сдамся) на милость неверного! О Аллах, сообщи о нас твоему Пророку!»

Тогда они начали стрелять в них из луков и убили Асыма, а трое из них, в том числе Хубайб, Зейд ибн ад-Дасинна и ещё один спустились вниз, поверив их обещанию. Когда они оказались во власти (неверных), те отвязали тетивы своих луков и связали их, и (тогда) третий из сподвижников сказал:

«Это — первое вероломство! Клянусь Аллахом, я не присоединюсь к вам, ибо эти (убитые) являются для меня хорошим примером!»

Тогда неверные потащили его силой и (хотели) заставить его подчиниться, а когда он отказался пойти с ними, они убили его. Что же касается Хубайба и Зейда ибн ад-Дасинны, то их отвели в Мекку и продали там в рабство (что было) после битвы при Бадре. Хубайба купили сыновья аль-Хариса ибн Амира ибн Науфаля ибн Манафа, которого Хубайб убил в битве при Бадре, и он оставался у них в качестве пленника (некоторое время), пока они не решили убить его. Узнав об этом, Хубайб одолжил у одной из дочерей аль-Хариса бритву, чтобы побрить волосы на теле, и она дала ему эту бритву, а потом маленький сын (этой женщины) по её недосмотру подошел к Хубайбу.

Она увидела, как (Хубайб), в руках у которого была бритва, посадил (мальчика) к себе на колени, и испугалась так, что Хубайб заметил это по ее (лицу) и сказал:

«Ты боишься, что я убью его? Я ни за что этого не сделаю!»

(Тогда) она воскликнула:

«Клянусь Аллахом, не видала я пленника лучше Хубайба! И, клянусь Аллахом, однажды я видела, как он, будучи закованным в цепи и держа гроздь винограда в руке, ел (его), а в то время (винограда) в Мекке ещё (ни у кого) не было!»

И она говорила:

«Поистине, это — удел, который Аллах даровал Хубайбу».

А когда они вывели его за пределы священной территории, чтобы убить его там (где это можно было сделать), Хубайб сказал им:

«Дайте мне совершить молитву в два ракаата».

Они позволили ему (сделать это), и он совершил молитву в два ракаата, а потом сказал:

«О Аллах, если бы они не посчитали, что я боюсь, то я обязательно бы добавил (продлил молитву)! О Аллах, сосчитай их число, и уничтожь их по одному и не оставь из них никого!»

И он произнес слова:

«Не боюсь я смерти, коли умру мусульманином,
Откуда бы ни послал мне её Аллах!
Если захочет Он, то благословенна будет каждая часть моего тела,
Разорванного на куски...».

Таким образом, Хубайб (проявивший) терпение и совершивший перед смертью молитву в два ракаата, положил начало обычаю (которого следует придерживаться каждому мусульманину (если его ожидает казнь). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил своим сподвижникам известие об (этих людях) в тот же день, когда их постигла (беда). Что же касается некоторых курайшитов, то когда им рассказали, что Асым ибн Сабит был убит, они направили к месту его гибели своих посланцев, желая, чтобы им доставили какую-нибудь часть его тела по которой его можно было бы опознать, так как в своё время Асым убил одного из знатных (курайшитов), однако Аллах направил к (телу) Асыма нечто вроде роя пчёл, похожего на облако, что защитило его от их посланцев, которые не смогли ничего отрезать от его тела». [1]

Ат-Табари добавил в своей версии от Абу Курейба:

«Нам рассказал Джа'фар ибн 'Aун от Ибрахима ибн Исма'ила, который сказал: «Мне сообщил Джа'фар ибн 'Амр ибн Умейя от своего отца, а он — от его деда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил его разведчиком к курайшитам. Он сказал:

«Я подошел к столбу, на котором был казнен Хубейб, остерегаясь посторонних глаз. Я залез на столб и развязал тело Хубейба, и оно упало на землю. Затем я спрятался неподалеку, а когда вернулся к нему, то не нашел его тела — как будто бы земля проглотила его... и по сей день неизвестна его могила».

Ибн Исхак сказал:

«А Зейда ибн ад-Дасинну купил Сафван ибн Умаййа, чтобы убить его за своего отца Умаййу ибн Халафа. Сафван ибн Умаййа послал его в сопровождении своего раба по имени Настас в ат-Тан'им. Они вывели его из Мекки с намерением убить. Собралась группа людей из курайшитов, в том числе и Абу Суфьян ибн Харб. Когда Зейда привели, чтобы убить его, Абу Суфьян обратился к нему со словами:

«Я обращаюсь к тебе, о Зейд! Хочешь, чтобы здесь сейчас на твоем месте был Мухаммад, и мы ему отрубили голову, а ты вернешься к своей семье?»

Он ответил:

«Клянусь Аллахом, я не хочу, чтобы Мухаммаду там, где он сейчас находится, причинил боль даже укол колючки, пока я буду сидеть вместе со своей семьей».

Абу Суфьян говорит:

«Я не видел людей, которые любили бы кого-нибудь так, как любят Мухаммада его приятели» [2]

[1] Бухари (5/41)

[2] См. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/172)