Продолжаю рассказ о соревнованиях молодых водителей Советского Союза, которые проходили в 1980-х годах и носившие название «Большой приз КАМАЗа».
18 октября 1988 года с главного сборочного конвейера Автомобильного завода сошёл 1 000 000 автомобиль КАМАЗ-5320.
Как и ранее, для участия в конкурсе в Набережные Челны съехались около 50 водителей со всех уголков страны.
ДОСААФ и комитет ВЛКСМ КАМАЗа подготовили для участников насыщенную культурную программу: экскурсии по городу и заводам КАМАЗа, вечера отдыха, встречи с ведущими конструкторами. В тот год не раз говорилось с различного рода трибун, что «Большой приз КАМАЗа» служит хорошей рекламой автомобильной техники КАМАЗа.
Соревнования по скоростному маневрированию, как всегда, проходили в парке «Гренада». До последнего момента жюри было трудно определить победителя, так как водители выступали неровно. Например, кто-то хорошо сдавал фигурное вождение, а на практических занятиях оказывался в конце списка. В итоге ключи на право вождения 1 000 000 автомобиля по итогам Всесоюзного конкурса «Большой Приз КАМАЗа» получил 28-летний Юрий Панин из Барнаула. Вот как об этом было написано в октябрьском 19 номере газеты «Вечерня Казань» за 1988 год.
А вот так о конкурсе писала газета «Рабочий КАМАЗа» от 20 октября 1988 года.
Митинг по поводу выпуска 1 000 000 автомобиля КАМАЗ и чествования победителя Всесоюзного конкурса молодых водителей состоялся на автосборочном заводе.
Внизу на фотографии Юрий Панин держит символический ключ от миллионника.
Примечательно, что этот ключ хранится в фондах Музея КАМАЗа.
Внизу на фотографии участники конкурса «Большой приз КАМАЗа-88»
Как же сложилась дальнейшая судьба миллионика?
Спустя некоторое время в газете «Рабочий КАМАЗа» от 25 апреля 1989 года была опубликована телеграмма, пришедшая из Алтайского края.
Но самое интересное произошло потом.
Один из читателей блога «Музей КАМАЗа» - Погибелев Степан Викторович прислал мне рассказ своего деда Погибелева Владимира Дмитриевича о судьбе 1 000 000 автомобиля КАМАЗ. Прочтите его. Рассказывает Погибелев Владимир Дмитриевич - водитель Барнаульского АТП - 6, проработавшего на автомобилях КАМАЗ 30 лет:
«В конце 1988 года Юра Панин, который выиграл этот автомобиль, пригнал его в Барнаул. Проработал он на нём ни много, ни мало 2-3 месяца. Так как до этого Юра Панин работал только на самосвале, а дальние рейсы он не особо жаловал, то попросил директора автобазы пересадить его обратно на самосвал, а миллионный КАМАЗ достался мне, так как я был на хорошем счету и вместе с этим бригадиром. На миллионном КАМАЗе работал с февраля 1989 года по июль 2003 года. Мой первый рейс на этом КамАЗе был в феврале 1989 года в Армению - город Ленинакан (6 000 километров в один конец).
Второй рейс тоже в Ленинакан. Это было в апреле – мае 1990 года, но данный рейс по километражу вышел короче первого, так как ехали в этот раз через Рокский перевал, Цхинвали. Первое мая 1990 года встречали в Саратове. В 1990-1991 годах дважды ездил в Набережные Челны от Барнаульского автоцентра «КАМАЗ». Первый раз - за запчастями, а второй раз, зимой 1991 года - за кабинами для КАМАЗа. Ещё были рейсы в Минск - 2 раза, везли туда Барнаульские шины для Минского автомобильного завода.
Также были рейсы в Ленинград (за торговыми киосками в разобранном виде), в Львов (за линолеумом), в Ярославль (за красками), в Нижний Тагил (АвтоРемЗавод), Пермь (за кабелем), в Алма-Ату (за рисом), в Красноярск (на завод автоприцепов - за запчастями), в Воронеж (на экскаваторный завод за запчастями для экскаваторов), во Владимир (за стройматериалами для отделки зданий). Очень часто были рейсы в города Сибири: Омск, Кемерово, Новосибирск, Томск, Новокузнецк и так далее, в основном за стройматериалами. Также часто возил на «миллионнике» лес с Горного Алтая.
Первая поломка была зимой 1991 года на пути в Минск - разрушение шарикового подшипника в делителе КПП. Развал СССР ощутил на себе. У меня не было возможности заменить КПП, так как всё упиралось в деньги, поэтому, от Пензы до Минска и обратно до Барнаула пришлось ехать на пониженной передаче. Родной двигатель прошёл без ремонта более 400 000 километров, редуктора около 800 000 километров. Возможно, редуктора стоят на автомобиле до сих пор. В 2001 году заменил родные крылья кабины, так как они проржавели. А в 2003 заменил борта на кузове. Старые (родные) к этому времени прогнили насквозь.
Во время эксплуатации мной миллионного КАМАЗа автомобиль ни разу не пострадал в ДТП и всегда был в отличном работоспособном состоянии, как внешне, так и внутренне. Таким я его и сдал в 2003 году. Очень его жалко. В сумме на автомобиле КАМАЗ мой стаж составляет ровно 30 лет».
Так бы и стоял 1 000 000 автомобиль на базе в Барнауле, если бы неравнодушные к его судьбе люди. В этом году, благодаря помощи Погибелева Степана Викторовича и Коробченко Олега Владимировича, миллионный автомобиль КАМАЗ вернулся в Набережные Челны. Сотрудники фирмы «Кориб» отремонтировали юбилейный автомобиль, и в октябре 2020 года торжественно передали его в Музей КАМАЗа.