Найти в Дзене
Алексей Коновалов

Зороастризм—древняя религия древних персов. Часть 3.

Джемшид, рукопись "Шах Наме", 1655 год. Библиотека Принстонского университета.
Джемшид, рукопись "Шах Наме", 1655 год. Библиотека Принстонского университета.

Добрый день, друзья. Продолжим разговор о зороастризме—древнейшей монотеической религии. Предыдущие публикации на эту тему можно увидеть перейдя по ссылке:

Часть 1.

Часть 2.

В правление Джемшида наступил золотой век. Ормузд, открыв Джемшиду свой закон, повелел сделать людей счастливыми, прогнать девов, и для этого дал золотой кинжал. Этим кинжалом Джемшид разделил землю и наполнил свою страну деревьями, животными, растениями и людьми, которые приносили жертвы в честь Ормузда. Правда, один раз всё же наступила зима и опустошила всё, но скоро снова наступило тепло, и вместе с этим новая зелень и новое счастье.

Джемшид построил некое место Фер, и принёс туда семена животных, людей и растений. Всё у него шло самым счастливым образом, и ни один дев не осмеливался приблизиться к его стране. Поля приносили вкусные плоды, юноши были скромны и стыдливы, крепки и сильны, не было тиранов, не было нищих, обманщиков, служителей девов, враги не подстерегали в ночи, не было мучителей человека.

Ормузд послал Джемшиду сто лучей света, и, озарённый мудростью, Джемшид разделил народ на воинов, земледельцев и жудожников, научил употреблению вина и сделал много открытий, относящихся к нуждам и удовольствиям человека. После этого он построил множество городов и каменный мост через реку Тигр, но самый великолепный памятник его времени был город Истакар (Персеполь). Когда была закончена постройка великого города, Джемшид торжественно вошёл в него и сделал своей резиденцией.

Персеполь.
Персеполь.

Потом Джемшид присоединил к своему царству семь провинций в Верхней Азии и мирно управлял ими в течение 700 лет. Наконец он, великий и знаменитый, возгордился, и посчитал себя бессмертным и достойным божественного почитания. Поэтому он разослал во все провинции своего царства свои изображения и велел покланяться им. Тогда Всемогущий направил против него врага в лице его племянника, царя Аравии Шедада, который напал на него, и изгнал из царства. Сказания о его судьбе различна: по одним, он умер в заключении, по другим, он скитался по миру в продолжение ста лет, по третьим, он был низвержен в ад, Дарукху.

Богопочитание персов было построено по астрологической системе. У них были храмы, посвящённые семи планетам. Сами планеты были изображены на талисманах и аллегорических знаках, сделанных из металла и камня. Храмы назывались—один Фейкеристан (храм изображений), а другой Шиндистан (храм огня или света). Храм солнца и его изображение были огромного размера, Купол храма был сделан из золотых кирпичей и усыпан драгоценными камнями. Изображение также было золотое и представляло собой человека с двумя головами, который сидел на коне, имел на головах две короны, а сзади хвост. В правой руке он держал тонкую золотую ветвь, а вокруг шеи красовалась бриллиантовая цепь. Служители храма одевались в богато украшенное золотое одеяние. В качестве фимиама курили алоевое дерево, а в жертвы самые редкие травы. Вокруг храма жили князья и знаменитые люди, богатые и учёные.

Храм Луны был построен из камня. Здесь также был изображён человек, только сидящий на корове. На голове у него была тройная корона. В правой руке он держал амулет из рубинов, а в левой ветку базилика. Для фимиама употребляли аравийскую камедь, а в жертвы солёные травы. Возле этого храма жил нижний класс народа.

Древний зороастрийский храм в Иране.
Древний зороастрийский храм в Иране.

Каждый храм имел свою прислугу и своих обитателей. В обеденном зале храма был постоянно накрыт стол различными явствами и напитками. При всяком храме была больница и комнаты отдыха для поломников, приходившим на поклонение своим планетам-хранителям. Царь страны, всегда избираемый из военной касты, был обязан являться в храм с многочисленной свитой, и даже судить там в определённые дни. От Сирии и Аравии до Нижней Индии таких храмов было невероятно много.

Зенды всё приписывали Магабаду. Он, по их мнению, был основателем города Мекки, и в храм Кааб положил камень, изображающий планету Сатурн. Магомет этот памятник древности снова возвратил в храм, из которого он был похищен, из чего зенды делают вывод, что сам Магомет почитал планеты.

Вопреки этим сказаниям, Геродот писал, что персы не имели храмов, возможно, такое высказывание и было справедливым по отношению к некоторым областям этой огромной страны. Не имели, говорит Геродот, потому что по мнению персов, Бог не похож на человека и не может быть заключён в стенах. Поэтому они принасили жертвы в горах, впрочем, не строили для этого алтарей и не сжигари жертв. Они приводили жертвенное животное на чистое место, и увенчав его голову миртовым венком, молились божеству не только за себя, но иза весь народ, потом убивали жертву, резали, варили. Маги пели священные гимны в честь богов, и каждый по своему желанию брал себе часть животного, потому что Бог желает только души животных. Кроме богов, персы также особо почитали также огонь и воду. Были у них места, огороженые стенами, в середине которых находился алтарь, на котором горел вечный огонь. Любое жертвоприношение начиналось с прославления огня. Очевидно, что здесь речь идёт о почитателях огня, которые появились уже впоследствии. Простой народ поклонялся солнцу, и символу его, священному огню, как высочайшему Богу. Древние персы в особенности почитали Митру, верховного ицеда и посредника между Ормуздом и Ориманом. Митра даёт солнце земле, определяет путь воде, посылает человеку всё, в чём он имеет нужду.

Митра, античный барельеф.
Митра, античный барельеф.

Митра защищает души умерших от нападений нечистых духов, и даёт вечное блаженство праведникам. Само слово Митра означает первоначальный огонь и первоначальный свет. По словам Зендавесты, Митра двуполое существо, и мужского, и женского рода.

Весьма много сохранилось изображений Митры с жертвенным тельцом. Митра, одетый в развевающуюся мантию, с шапкой на голове, перед пещерой, опирается коленом на лежащего тельца, хвост которого оканчивается тремя колосьями. Левой рукой Митра держит тельца за ноздри, а правой вонзает кинжал в шею животного. Собака скачет перед лицом животного, змея жалит его в переднюю ногу, а скорпион сзади.

Митра с тельцом.
Митра с тельцом.

При этом стоит юноша и старец, юноша с поднятым, а старец с опущеным факелом, впереди дерево с распустившимися листьями, под которым находится голова тельца и горящий факел. Сзади другое дерево, покрытое плодами, под ним скорпион и потушеный факел, над пещерой семь алтарей огня, на одной стороне изображение солнца, запряжённого четырьмя конями, а в противоположном луна, запряжённая двумя конями. В некоторых изображениях каких-то символов не хватает, а в некоторых есть и дополнительные. Это ничто иное, как древнее воззрение на природу. Для этого мифа есть два объяснения, физическое и астрономическое. По первому Митра—Творец, телец—земля, представленная в виде тельца, которого Митра покрывает в знак, что он произвёл из себя все сокровища земли. По астрономическому толкованию Митра солнце, рождающееся из равноденствия Тельца.Когда солнце вступает в знак Тельца, тогда его тёплая роса жизни течёт в землю плодотворными семенами и весна приходит со своими сокровищами. Если солнце вступает в знак Скорпиона, то жизнь природы умирает, прекращённая ядовитыми животными. Собака—это Сириус, она предсказывает здесь умирающему тельцу возвращение весны.

В пещерах совершались таинства Митры. Обряд посвящения в эти таинства был символом битвы, которую должны вести почитатели Митры с Ариманом и его девами.Испытания постепенно становились более суровыми, иногда доходили до опасности жизни. Таких степеней по числу планет было семь. Первую составляли воины против Аримана, а последнюю освящённые отцы и матери, называемые на языке ордена орлами и ястребами. Самый таинственный символ—это лестница с восмью дверями из различных металлов, имеющая отношение к солнцу, луне, звёздам и переходу души к ним.

В поздние времена эти таинства приняли совсем другой характер. Раньше было принято веселиться, царь страны публично плясал в праздник Митры, а в позднейшие времена веселье уступило место постам и молитвам. Эти таинства распространились по Армении, Каппадокии, Понту, Малой Азии, проникли в Сирию и Палестину. В Риме праздновали равноденствие весны, и Митра, Sol invictus, играл важную роль в Римской империи, особенно во времена Гелиобала. Юлиан любил этот праздник, и потому все, кто желал явиться перед императором, должны были принимать в нём участие. Древние памятники доказывают, что во всех провинциях Римской империи праздновали, таинства Митры, это подтверждали даже некоторые из христиан IV века, упоминая о празднике непобедимого солнца, совершавшемся в декабре.

Религия персов, основанная на повсеместном присутствии Божием в делах нравственного мира, имела сильное влияние на их образ мыслей. У персов было строго запрещено обманывать, влезать в долги, быть неблагодарным, не сохранять верность, говорить неправду, быть нечистоплотным. Жрецы и маги впоследствии усилились до такой степени, что стали опасны даже царям и правительству. Александр Македонский лишил их власти и силы, но не подавил их духа, и они ещё долго противились тем правителям, которые не хотели присягать их законам.

Так как эта персидская религия состояла из почитания небесных тел, то, очевидно, её можно причислить к саббеизму, то есть к такой религии, которая состоит из служения звёздам, солнцу и огню, содержит в себе учение о двойственном начале бытия, о начале добра и зла, вере во влияние звёзд на судьбу людей.

Мусульманство сильно потеснило эту религию, однако в мире сейчас проживает, предположительно, до 300 000 зороастрийцев.

До свидания, друзья. До новых встреч на канале.

В этой публикации использовались материалы из журнала ЖМНП №20. "Религия и богослужения Древних Персов" 1838 год.