Русский Север.…Многие мечтают там побывать, познакомиться с его своеобразной культурой и искусством. И, как обычно, привезти какой-нибудь сувенир на память. Сегодня мы познакомимся с косторезным промыслом Русского Севера. В России художественная обработка кости известна еще с X века. Этот промысел распространен, в основном, в Северных регионах: от Сольвычегодска и Великого Устюга до Архангельска, известна и ямальская резная кость Ямало-Ненецком автономного округа, еще один центр - Тобольск, и наконец, Якутия и Чукотка. Самым молодым центром, где, начали резать кость только в 40-е годы XX века, является Подмосковное Хотьково. Но самые известные мастера работали в Холмогорах. Резная кость прочна, долговечна, устойчива к воздействию окружающей среды. Обработанная кость очень красива, выполненные в светлых тонах изделия, всегда смотрятся нарядно, они, как бы светятся изнутри. На развитие промысла в Холмогорах влияло выгодное географическое положение. Они находились в центре торгово - промышленной и культурной жизни Севера. Вещи, исполненные северными косторезами, расходились по всей России и за ее пределы, пользовались успехом на выставках, где мастера получали награды и премии. Значительную часть промысла занимало изготовление икон и украшений для церковной утвари, которая использовалась во время богослужений. Материалом для холмогорских резчиков служили моржовые клыки и кости, кости тюленей, бивни и кости мамонта, а также простая трубчатая кость крупных домашних животных (цевка). Холмогорские резчики виртуозно владели различными техническими приемами: гравировкой, ажурной резьбой, объемной высокорельефной и низкорельефной резьбой, сквозной со сложным и витиеватым резным орнаментом, сочетающимся с рельефными сюжетными композициями, умели окрашивать кость в коричневый и зеленый цвет. Особенностью стиля холмогорских резчиков является украшение орнамента цветом. Узоры напоминают причудливые завитки, которые оставляет мороз на стекле, часто встречаются растительные мотивы и ряды костяных бусинок. Заказы холмогорским резчикам поступали как от монастырей и храмов, так и от царского двора. Посещавшие Россию иностранцы, пораженные мастерством русских умельцев, с удовольствием покупали изделия из кости. Создавали мастера и многофигурные композиции.
Вырезать иконы из кости животных один из древнейших видов церковно-прикладного искусства. Ветхозаветная история, евангельские сюжеты, изображение святых, запечатленные на кости искусными русскими мастерами сегодня можно увидеть во многих государственных и частных музеях.
Коллекция памятников косторезного искусства в Музее истории религии небольшая, но позволяет познакомиться с традициями и мастерством именно холмогорских резчиков. Создавая иконы, резчики руководствовались иконографическими подлинниками, но применение объема, ажурной резьбы создавали удивительные, уникальные памятники православного декоративно-прикладного искусства.