Принято считать, что одаренный и интеллектуальный ребенок – это непременно отличник в школе. То есть ученик, который быстро читает, умеет производить в уме вычислительные операции, легко распутывает логические задачки и т.д. Из-за этого вероятно страдает самооценка ребят, талантливых в других областях. Причем иногда таких детей «затюкивают» за плохие оценки настолько, что их уникальные способности угасают, так и не раскрывшись. Это очень опасная и, как мне кажется, весьма частая ситуация.
Поэтому книга Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем ты думаешь» сегодня весьма актуальна. В ее основе лежит теория множественного интеллекта Гарвардского профессора Говарда Гарднера.
У автора для юных читателей есть две очень хорошие новости.
1. Существует 9 разных видов интеллекта: вербальный (владение словом), музыкальный, логический, образный (пространственный), телесный (виртуозное владение собственным телом), социальный (умение налаживать связи), внутренний (внутриличностный), природный, философский. Ведущими у каждого человека могут быть 2-3 из них. И каждый тип интеллекта при соответствующем развитии поможет своему хозяину добиться успехов в определенной области. Нет лучшего или худшего вида, они все равноценны. Просто в школе бОльших успехов добиваются те, у кого преобладают вербальный и логический типы. А вот в жизни - не факт)
2. У КАЖДОГО человека присутствуют в той или иной степени ВСЕ виды интеллекта. Просто какие-то из них от природы ярче выражены. Но существуют способы (и о них рассказывается в книге), которые позволяют развить любой из дополнительных типов интеллекта. Было бы желание. Так что «отмазки» вроде «я не могу решать такие сложные задачи, я же гуманитарий» - это действительно лишь «отмазки». Немного терпения, усилий, труда и желания – и все получится.
Книга написана очень простым языком, но без «зигрывания» с читателем – все достаточно серьезно, хотя сам тон рассказчика очень доброжелателен. На мой взгляд, смело можно предлагать ее ребенку лет с 10-ти. Ну, или читать детям еще более младшего возраста, попутно поясняя какие-то моменты. Моему 8-летке было интересно слушать, например. В целом книга полезна и взрослым.
После небольшого вводного материала автор подробно описывает каждый из видов интеллекта. Структура глав примерно одинакова:
· Тест на определение развития данного типа интеллекта у ребенка;
· Теоретическая часть, рассказывающая о том, в чем такой интеллект выражается;
· Рассказ о пользе этих способностей;
· Конкретные рекомендации (лайфхаки) по развитию вида интеллекта;
· Информация для читателей, у которых от природы ярко выражен этот тип интеллекта;
· Описание профессий, в которых данный вид интеллекта поможет добиться больших успехов.
Повествование перемежается конкретными и очень интересными фактами и историями «в тему», что делает чтение еще более захватывающим и облегчает понимание материала.
Для себя я нашла ответ на вопрос, почему отличники порой оказываются в жизни менее успешными, чем троечники. Видимо, они слишком «налегают» на развитие так называемого академического интеллекта, тогда как, например, для успешного ведения бизнеса необходимы внутренний и социальный типы интеллекта. То есть имеет место какая-то дисгармония. Это просто мои мысли по теме))
Книга действительно вдохновляет детей и подростков, позволяет лучше разобраться в себе, поверить в свои силы и в то, что очень многое зависит от самого человека, а не от его природной одаренности.