Найти тему
Валерий Грачиков

Неподкупный русский чиновник с немецкой фамилией

В биографии московского, а потом петербургского обер-полицмейстера Адама Фомича Броккера был один занятный эпизод, про который в энциклопедиях пишут коротко и бессодержательно:

«служил в почтовом ведомстве, где раскрыл крупные служебные злоупотребления и вследствие неприятностей по службе вышел в отставку…»

Непонятно, коротко, не очень интересно. А между тем эпизод занятный, с далеко идущими последствиями.

В начале XIX века Броккер служил экспедитором почтового ведомства в Москве. И вот в один прекрасный день одна из посылок из-за границы развалилась. И из нее высыпались брауншвейгские табакерки. Проблема была в том, что:

✅эти табакерки было запрещено ввозить в Россию

✅посылка шла как «пакет почтдиректора», то есть, досмотру не подлежала – у почтдиректора имелась такая служебная льгота.

То есть, налицо случайно выявленная контрабанда.

Кроме Броккера свидетелем происшествия стал еще один почтовый чиновник по имени Рудольф.

По правилам почтовые чиновники должны были составить акт и завести дело о контрабанде – то есть начать дело в отношении собственного начальства.

Броккер настоял на том, чтобы акт был составлен и дело завели.

Само собой, начальство об этом узнало, как же иначе. Московским почт-директором тогда был Федор Петрович Ключарев. Само собой, он вызвал к себе обоих подчиненных и попытался на них надавить, чтобы те не давали хода делу. Ни Рудольф, ни Броккер на это не согласились.

Тогда Ключарев обвинил Рудольфа в том, что тот незаконно вскрыл почтдиректорский пакет и потребовал, чтобы тот подал в отставку.

Броккер взял отпуск за свой счет, поехал в Петербург, где добился аудиенции у министра внутренних дел Куракина, которому на тот момент подчинялась и почтовая служба. В результате Рудольф получил должность почтмейстера, а Брокер, вернувшись в Москву, в январе 1810 году был вынужден подать в отставку из-за конфликта с почт-директором.

Федор Петрович Ключарев - почт-директор, масон и контрабандист
Федор Петрович Ключарев - почт-директор, масон и контрабандист

Впрочем, в результате его заметил Федор Ростопчин. И когда Александр назначил Ростопчина московским генерал-губернатором, тот, в свою очередь, пригласил на должность московского обер-полицмейстера Броккера.

На этом посту Броккер проявил себя как неподкупный и грамотный чиновник, так что в 1817 году его перевели на аналогичную должность уже в Петербурге.

Федор Ростопчин - весьма неоднозначный московский губернатор
Федор Ростопчин - весьма неоднозначный московский губернатор

А какие последствия были у этой истории?

Дело в том, что Ключарев, в свою очередь, в августе 1812 года был обвинен Ростопчиным в шпионаже в пользу французов и выслан из Москвы. Можно подумать, что Броккер свел с бывшим начальником личные счеты.

На самом деле главной причиной подозрений стало мутное дело Верещагина. История с Верещагиным хоть и совсем не красит Ростопчина, но одновременно подставляет Ключарева, заступавшегося за этого молодого человека, изволившего трепать языком не в то время и не в том месте.

Ну и кроме того, сам Ключарев был одним из руководителей масонов, которых Ростопчин категорически не жаловал. Конечно, эпизод с контрабандой тоже почт-директора совсем не красил. И Ростопчин при первой же возможности от нелояльного чиновника избавился.

Вот такая история о неподкупном русском чиновнике с обычной немецкой фамилией Броккер.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм