Найти в Дзене

Татарские муллы и Казахская степь

Оглавление

Татарские муллы были "глазами и ушами" русской администрации в казахской степи. Их роль в истории взаимоотношений между Российской империей, Младшим и Средним жузом казахов поистине огромна.

Наверное такой работоспособности как именно у татарских мулл не было в то время ни у кого. Они и казахских детей учили, и принимали присягу на верность царю у казахских султанов (на Коране), писали письма от казахов и к казахам, и конечно были разведчиками, чутко отслеживавшими все что происходит в казахской степи.

Так что если кто будет писать историю разведки в Великой степи то обязательно должен включить в нее главу о татарских муллах

Их активная деятельность в пределах Младшего и Среднего жузов казахов по интеграции казахов с Российской империей началась в 30-х одах XVIII века.

  • Коллегия иностранных дел в 60-х годах XVIII в. отмечала, что для посылки в казахские кочевья офицера «не всегда сыщется пристойный претекст», более того «прочие чины редко в состоянии были о порученных им делах достаточные известия подавать», а татары, «будучи с киргискайсаками [казахи] однозаконцы и одного языка, толь более уже и способа имеют доходить до их поверенности» - монография Г.Султангалиевой ТАТАРСКИЕ МУЛЛЫ, КОМАНДИРОВАННЫЕ В СТЕПЬ «...ДЛЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ, ОБНАРОДОВАНИЯ И ВНУШЕНИЯ ПРАВИЛ»

Именно на татарских муллах лежала обязанность разъяснять казахам все изменения в административной политике Российской империи в отношении кочевников.

При всех внешних (на казахской территории) округах казахов были специально выделенные муллы, в обязанности которых входила разъяснительно-пропагандистская работа, принятие присяги у султанов, и религиозная деятельность. По сути это была административная должность с окладом в 100 рублей в год. Большинство мулл были татарами.

Вскоре эти муллы стали исполнять и все делопроизводство у казахских султанов.

  • Начальник Омской области объяснял это тем, что татарские муллы согласно предписанию Областного Совета, утвержденного Западно-Сибирским генерал-губернатором от 25 апреля 1825 г. «жалованье из казны действительно получают во внешних округах по окладам письмоводителей и толмачей, обязанности которых они отправляют по недостатку российских чинов, знающих киргизский [казахский] язык» - (ЦГА РК. Ф. 338. Оп. 1. Д. 436. Л. 87–87 об.)

Поэтому, им стали доплачивать и как письмоводителям при волостных султанах с доплатой. Муллы стали получать приличное жалование в 300 рублей ежегодно. Правда в довесок им вменили обучение грамоте султанских детей.

Чувствую, это попросили сами султаны, не желавшие платить из собственного кармана на образование

Все были довольны!

  • Так, султаны, старшины, бии и почетные казахи разных волостей Баянаульского округа писали о мулле Кагирман Габдулсалямове, отмечая, что его «хорошие познания в науке привели детей наших в образование, в чем отдавали ему полную нашу признательность» (ЦГА РК. Ф. 338. Оп. 1. Д. 767. Л. 32)

Но, уверен эти султаны не были бы так благодарны татарским муллам, если бы догадывались, что их частенько сменяли именно по донесениям этих мулл. Они докладывали по начальству обо всех злоупотреблениях султанов, их бездеятельности и наоборот деятельности в свою пользу.

Так что, если посмотреть, то именно татарские муллы управляли казахской степью в начале XIX века, а не русские чиновники и тем более сами султаны. Вся переписка, ведение внутренней политики, воспитание султанских детей лежали на их плечах. Это была огромная работа, которую держали на своих плечах эти религиозные деятели. Можно написать не один увлекательный роман о приключениях татарских мулл в казахской степи.