Найти в Дзене
Круто об искусстве

Самое смелое полотно немецкого романтизма.

Каспар Давид Фридрих "Монах на берегу моря", 1808-1810. Старая национальная галерея, Берлин.
Каспар Давид Фридрих "Монах на берегу моря", 1808-1810. Старая национальная галерея, Берлин.

Гете считал это полотно удивительным и неповторимым творением.

Вообще-то их было два и представлены они были в паре в 1810 году на выставке в Академии художеств в Берлине. После эти полотна приобрел сам монарх - прусский король Фридрих Вильгельм III.

Речь идет о картинах (моего любимого) Каспара Давида Фридриха "Монах на берегу моря" и "Аббатство в в дубовом лесу" ("Монах" висел над "Аббатством" по просьбе художника).

Каспар Давид Фридрих "Аббатство в дубовом лесу", 1808-1810. Старая национальная галерея, Берлин.
Каспар Давид Фридрих "Аббатство в дубовом лесу", 1808-1810. Старая национальная галерея, Берлин.

Но сегодня речь пойдет о первой работе, которая, без сомнения, является (не побоюсь этого утверждать) САМЫМ СМЕЛЫМ ПОЛОТНОМ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА.

❗Композиция холста НАРУШАЕТ ВСЕ ЗАКОНЫ и ТРАДИЦИИ - здесь нет НИКАКОЙ пространственной глубины.

Смотри: все построение картины основано на горизонталях. Большая часть холста отведена громаде, покрытого тучами неба; белесые песчаные дюны узкой береговой дорожки образуют тупой угол, где размещена крохотная фигурка человека, одетого в черное - ЕДИНСТВЕННАЯ ВЕРТИКАЛЬ КОМПОЗИЦИИ (и единственный персонаж; Фридрих первоначально задумывал два парусника, по сторонам от человека, но потом их закрасил). Горизонт занижен, и, между небом и землей - темная зона моря (насыщенная, почти телесная густота).

Напоминаю вам, что работа 1810 года. Повторюсь, 1️⃣8️⃣1️⃣0️⃣ - заря XIX столетия, а не век ХХ. ТАКОГО ПРОСТО НЕ МОГЛО БЫТЬ, НО СЛУЧИЛОСЬ (читай, для своего времени очень и очень авангардная работа).

❗Фридрих свел всю композицию к геометрии, свету и цвету (читай, простейшие живописные средства). Здесь нет ничего лишнего (никаких подробностей и деталей; шок-контент для человека начала XIX века).

Удивительно, как точно и безошибочно Фридрих в слаженном живописном оркестре (читай, преднамеренная монохромность и кажущиеся повторения (светлые облака на небе повторяют форму песочных дюн)), отобразил ПУСТОЙ ЗВУК (тотальная тишина).

Еще одно новаторство художника (помимо того, что он нарушил все, что только нельзя) в создании ВПЕЧАТЛЕНИЯ НЕОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА (за счет примата неба; читай, подобным образом поступит, спустя 40 с копейками лет, например, Курбе в своей картине "Морской берег близ Палаваса", но будет, конечно, уже о другом).

Гюстав Курбе "Морской берег близ Палаваса", 1854. Музей Фабра, Монпелье.
Гюстав Курбе "Морской берег близ Палаваса", 1854. Музей Фабра, Монпелье.

Каспар Давид Фридрих "Монах на берегу моря", 1808-1810. Старая национальная галерея, Берлин.
Каспар Давид Фридрих "Монах на берегу моря", 1808-1810. Старая национальная галерея, Берлин.

Все фридриховские линии ведут ЗА ПРЕДЕЛЫ ХОЛСТА - бесконечность Универсума, величие и мощь Абсолюта (читай, в сознании своей ничтожности человек, на месте которого в общем-то и зритель, размышляет над мощью вселенной).

Еще современники Фридриха, Генрих фон Клейст, Клеменс Брентано и Ахим фон Арним (все трое поэты), отмечали, что здесь степень обобщенности достигает своего апогея и подобна "глазам, лишенным век".

Клейст писал: "Что я хотел найти в самой картине, я нашел только между собой и картиной" (читай, схожий эффект характерен для искусства ХХ века и далее, но это только лишь начало XIX века).

И именно он идентифицировал человека, ставшего лицом к лицу с пустынной, бесконечной вселенной (читай лишен приюта, беспомощен), с монахом-капуцином.

Сам же Фридрих видел своего героя мыслителем в духе Фауста, черпающим вдохновение в загадочном потустороннем мире (художник действительно мог читать "Фауста" Гете, опубликованного в 1808 году).

Немецкий романтизм вообще сильно выделяется на общем фоне своим ОБОСТРЕННЫМ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИМ ВОСПРИЯТИЕМ и НАТУРФИЛОСОФСКИМ ПОДХОДОМ к явлениям природы.

Отрицание буржуазного мира и глубокая неудовлетворенность реалиями жизни, не совпадающими с представлениями о должном (читай, сама придумала, сама обиделась), вынуждали романтиков бежать в лоно природы и предаваться там своим романтическим грезам.

ПОЭТОМУ ПРИРОДА (читай, реабилитация пейзажного жанра), ПОЭТОМУ ОДИНОЧЕСТВО.

Важны здесь и идеи пиетизма (читай, возродил их Якоб Беме) - мистическое течение в протестантизме, главная суть которого в живом общении с Богом (читай, природа - это Творец, отсюда и ее мощь; отсюда и ничтожность человека, крохотного как соринка и абсолютно беззащитного перед лицом природы=Бога=Создателя).

❗"Монах на берегу моря" - не просто картина, а манифест романтического одиночества, в которой человек становится агентом, утраченной родины духа.

"Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник" (Гете "Фауст").

Что еще почитать на досуге?