Найти в Дзене

Род Пушкиных мятежный...

/О Рожновых-Пушкиных. Статья В. Соскина из журнала «Наука и Жизнь» №12 за 1968 год, страница 104. Родословное древо Пушкиных из статьи М. Коршунова и В. Тереховой из журнала «Пионер» №9, страница 33./
Уже долгие годы я (В. Соскин, автор здесь и везде) интересуюсь происхождением фамилий, происхождений названий различных сёл и деревень. Мне часто приходится ездить по стране. И как отрадно найти

/О Рожновых-Пушкиных. Статья В. Соскина из журнала «Наука и Жизнь» №12 за 1968 год, страница 104. Родословное древо Пушкиных из статьи М. Коршунова и В. Тереховой из журнала «Пионер» №9, страница 33./

Уже долгие годы я (В. Соскин, автор здесь и везде) интересуюсь происхождением фамилий, происхождений названий различных сёл и деревень. Мне часто приходится ездить по стране. И как отрадно найти объяснение тому или иному названию, докопаться до смысла слова.

Недавно мне посчастливилось: я купил «Ономастикон» академика С. Б. Веселовского. В нём собраны древнерусские имена, XV-XVIIвеков. Веселовский написал эту книгу на основании огромного количества источников: летописей, актов, разрядов.

Теперь, читая книги, особенно связанные с историей нашей Родины, я непременно заглядываю в «Ономастикон», который стал моим настольным справочником.

Перечитывая «Бориса Годунова» Пушкина, я, как всегда стал «проверять» по «Ономастикону» всех действующих лиц, даже упомянутых мимоходом. Особенно заинтересовал меня Рожнов, московский дворянин. И вот почему.

В черновых набросках предисловия к «Борису Годунову» Пушкин писал: «Нашед в истории одного из предков моих игравшего важную роль в сию несчастную эпоху, и вывел его на сцену, не думая о щекотливости приличия, con amore (с любовью), но без всякой дворянской спеси».

«Одного из предков» поэт вывел под его настоящим именем, это Гаврила Григорьевич Пушкин. В трагедии показан и другой Пушкин – Афанасий Михайлович. Поэт изменил ему имя, в истории он известен как Евстафий Михайлович.

Читаю в «Ономастиконе»: «Рожон», Рожновы: Михаил Никитич Рожон-Пушкин, вторая половина XVвека; от него – Рожновы-Пушкины (Смотрите Пушка родословной)».

Мелькнула мысль: считается, что в Годунове выведено двое Пушкиных, а может быть Рожнов третий из этого рода?

Быстро листаю книгу, нахожу: «Пушка, Пушкины: Григорий Александрович Пушка Морхинин (см. Морхиня)». И далее: от него Пушкины, следуют 28 прозвищ: Бобринец, Бужар, Гусь, Дыхайло, Кологрив, Муса, Рожон…

Мне захотелось больше узнать о Рожновых. Решил прочитать у Карамзина о событиях, послуживших основой для трагедии. Как известно, все основные исторические сведения Пушкин взял из 10 и 11 томов «Истории государства Российского». Пушкин посвятил своего «Бориса Годунова» «Драгоценной для России памяти Николая Михайловича Карамзина».

Прочитал две книги Карамзина: «Царствования Бориса Фёдоровича и Лжедмитрия» и «Царствования Василия Ивановича Шуйского» и «Междуцарствие». Сделал массу интересных. На мой взгляд, выписок, о Рожнове ни малейшего упоминания.

А не попытаться ли найти роспись рода Рожновых и выявить тех из них, которые были современниками событий, описанные в «Борисе Годунове». Просидел в библиотеке весь свой отпуск, просмотрел много авторов, и каждый из них не забыл в росписи рода Пушкиных поставить Рожон-Пушкина Михаила Никитича.

Наконец, в Российской родословной книге» (часть IV), изданной в 1857 году в Санкт-Петербурге, я нашёл родословную роспись рода Рожновых. Читаю: «Предок их Михайло Никитич Пушкин, по прозвищу Рожон, был потомком Ратши в 9-м колене. Потомки его писались и пишутся не Пушкиными, а Рожновыми. Далее идёт перечень всех и Рожновых до 17-го поколения.

В том, что у Пушкиных и Рожновых были общие предки, не осталось сомнений. Но как узнать о тез Рожновых, которые жили в «Смутное время»? В книге Веселовского «Исследование по истории класса служивых землевладельцев» читаю про то, как Иван Никифорович Рожнов-Пушкин в 1556 году явился на общий смотр в Серпухове «сам на коне в доспесе, за ним человек без доспеху». Менее 50 лет остаётся до описываемых в «Борисе Годунове» событий, а Рожновы ещё пишутся под двойной фамилией Рожновы-Пушкины. Несколько позже узнаю, что в 6-х годах XVI века насчитывалось восемь Рожновых (все дворяне). Источник - «Бархатная книга».

Возник вопрос, где они жили, эти Рожновы? Пришлось основательно изучить все владения Пушкиных (подмосковные и тверские). Веселовский пишет: «…по приблизительным вычислениям, не менее двух третей селений Московской области получили свои названия от имён и прозвищ бывших владельцев. А у потомков Григория Пушки, если говорить только о первых трёх поколениях, живших в XV веке, были такие прозвища, которые неизвестны ни в одной другой дворянской фамилии». Затем идёт длинный перечень поместий и деревень, принадлежавших разным Пушкиным (одного рода). …Михаил Рожон Пушкин оставил о себе память в двух селениях – в Рожнове на реке Десне в 25 км. от Подольска и деревне Рожнове в бассейне реки Истры. Последняя была частью большого владения Пушкиных, которое дробясь между сонаследниками, перешло частично к младшей линии рода… Деревня Рожнова в XVI веке была дана Чудову монастырю, а затем выкуплена у монастыря думным дворянином Гаврилой Григорьевичем, увековеченным Пушкиным в «Борисе Годунове» (тем самым воеводой, служившим в свой время в крепости Белгород. Б.Е.).

В конце росписи рода Рожновых у автора следует приписка о наиболее знаменитых. Читаю: Матвей Яковлевич Рожнов «за верную Отечеству службу в смутную эпоху междуцарствия пожалован вотчиной от царя Михаила Фёдоровича». Никаких указаний на то, что Матвей Яковлевич находился в плену, нигде не встречается.

В сцене допроса в главе «Севск» пленник Рожнов, московский дворянин, смело и независимо держит себя с неприятелем. Случайно ли А.С. Пушкин дал этому патриоту фамилию Рожнов? Думаю, что не случайно.

Между прочим, Матвей Яковлевич Рожнов – прямой потомок того Рожнова-Пушкина Ивана Никифоровича, который явился на смотр «сам на коне в доспехе…». Этот же Рожнов-Пушкин был внуком Григория Александровича Пушки, родоначальника всех Пушкиных.

«Род Ратши, из которого вышел А.С. Пушкин, по исторической значимости происшедших из него фамилий принадлежит к древнейшим русским родам. В роде Ратши первые три колена не поддаются критической проверке при помощи источников, но с Гаврилы Алексича, жившего в середине XIII века, все поколения могут быть фиксированы хронологически и реальность большинства лиц дальнейших колен может быть проверена и доказана», - писал Веселовский.

Комментарий учёного секретаря Государственного музея А.С. Пушкина Н. Винокур.

Несколько месяцев тому назад дежурный вахтёр музея привёл ко мне в кабинет посетителя. «Виктор Лазаревич Соскин», отрекомендовался он и тотчас перешёл к цели своего визита. «Уже много лет я занимаюсь ономастикой, - сказал он, - мне кажется, что в «Борисе Годунове» я обнаружил ещё одного предка Пушкина – кроме Гаврилы и Афанасия Пушкиных, выведенного под именем Рожнова». И он поведал мне историю своих исследований, изложенную в публикуемой статье. Это было так интересно и неожиданно, что только в конце нашей беседы я спросила моего гостя, чем он занимается, помимо ономастики. Оказалось, что Виктор Лазаревич работает на 1-м московском автокомбинате, ремонтирует машины, сломавшиеся на линии, часто довольно далеко от Москвы.

Дома у Виктора Лазаревича – большая библиотека, в которой кроме специальной литературы по автоделу, многочисленные литературоведческие и лингвистические издания, судебники. Книги по истории.

Необычное «хобби» В.Л. Соскина – ономастика или антропонимия, - это наука, - изучающая происхождение имён, прозвищ, фамилий. Наука, которая сейчас несправедливо забыта, в то время, когда она могла бы оказывать неоценимую помощь истории и литературе, обогащая их полезными и конкретными сведениями.

Интересующий автора московский дворянин Рожнов присутствует лишь в одной из сцен трагедии Пушкина «Борис Годунов» - сцене допроса пленного Самозванцем. Отвечая на вопросы Лжедмитрия, Рожнов проявляет недюжинный ум, смекалку. При этом он не хитрит, говорит с Самозванцем открыто, не стесняясь называть вещи своими именами:

Самозванец. Ну! Обо мне как судят в вашем стане? Пленник. А говорят о милости твоей, Что дескать (будь не во гнев), и вор, А молодец.

Будучи в плену Рожнов держится независимо, без подобострастия и даже позволяет себе поиздеваться над трусостью поляков.

Предположение автора статьи в том, что в лице пленника Пушкин вывел Матвея Яковлевича Рожнова, одного из далёких своих предков, представляется мне вполне правдоподобным. Многолетний опыт исследования творчества Пушкина позволяет считать, что случайные совпадения у поэта – редкость. Пушкин черпал факты из истории, и его познания в этой области всегда поражают точностью и глубиной.

А так ли важно знать, кого именно изобразил поэт в лице неизвестного Рожнова? – могут спросить скептики, противники поиска прототипов. Что это прибавляет к нашему пониманию бессмертной пушкинской трагедии. Думаю. Что важно. Конечно, - суть трагедии –проблема взаимоотношений народа и царя, «судьба человеческая, судьба народная», по выражению самого Пушкина. Конечно, для нас в трагедии на первом плане – трагический образ несчастного, голодного люда, мятущаяся фигура царя Бориса, которого погубили не муки совести, не боярская измена, а полное социальное одиночество. Это для нас главное. Но когда за литературными образами оживают конкретные исторические типы, они помогают нам полнее ощутить эпоху, атмосферу «смутного» времени – одну из самых сложных и противоречивых страниц русской истории.

НЕПОЛНОЕ РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ПУШКИНЫХ

1 колено РАТША – 2к. ЯКУН – 3к. АЛЕКСА – 4к. ГАВРИЛА(+1242) – 5к. АКИНФ ВЕЛИКИЙ*1 и ИВАН МОРХИНЯ*2у него сын – 6к. АЛЕКСАНДР МОРХИНЯ – 7к. ГРИГОРИЙ ПУШКА МОРХИНИН(+1330) – У НЕГО 4 СЫНА – 8к. НИКИТА*3, ВАСИЛИЙ УЛИТА, ФЁДОР ТОВАРОК*4, КОНСТАНТИН*5, ИВАН*6.

У НИКИТЫ .*3 сын 9к. МИХАИЛ РОЖОН – 10к НИКИФОР – 11к ИВАН – 12к. ЯКОВ – 13к. МАТВЕЙ.

У ФЁДОРА ТОВАРКА 8к.*4 два сына – 9к.ИВАН*7 и БОРИС ШУЛЕПА*8– у ИВАНА*7- сын 10к.ИВАН ТОВАРОК ШУЛЕПЫ*8 БОРИСА три сына 10к –ИВАН БУЛЫГА, ГРИГОРИЙ ШУЛЕПА и ЛЕОНТЕЙ ТЕЛЕПНЕЙ.

У ИВАНА 8 колено*6, сына Григория Пушки, сыновья – 9к. ВЛАДИМИР ХЛОПИНА, ДАВИД КАЗАРИН, ФЁДОР НЕВЕРМИЛА.

У КОНСТАНТИНА 8колено*5, сына Григория Пушки, сын 9к. ГАВРИЛА – 10 к. ИВАН у него два сына – 11к. МИХАИЛ*9 и ИВАН*10.

У МИХАИЛА*9, 11к. сын 12к.СЕМЁН(+1573) – 13к.ТИМОФЕЙ – 14к.ПЁТР ЧЕРНОЙ – 15к.ПЁТР СТОЛЬНИК - 16к.ПЁТР(1664-1692) - у Петра двое сыновей – 17к.ФЁДОР*11и АЛЕКСАНДР*12. (имение Болдино), жена у него Евдокия Головина (восходит к Рюрику).

У ФЁДОРА*11 17к. Петровича сын 18к.АЛЕКСЕЙ (жена у него Сарра Ржевская, её род восходит к Рюрику) – дочь 19к.МАРИЯ (муж Осип Ганнибал) – 20к. НАДЕЖДА (мать А.С. Пушкина, замужем за Сергеем Львовичем Пушкиным19к.).

У АЛЕКСАНДРА 17к.*12 сын – ЛЕВ18к. – СЕРГЕЙ (муж Надежды Ганнибал, отец А.С. Пушкина) – А. С. ПУШКИН.

Род ИВАНА ИВАНОВИЧА 11к.*10. У него сын – ГРИГОРИЙ 12к. - ГАВРИЛА 13к. (воевода в Белгороде) у него сын СТЕПАН 14 к. – МАТВЕЙ 15к. (воевода в Твери) – ФЁДОР 16к. – ЕВДОКИЯ 17к. (замужем за Иваном Боборыкиным) – АННА 18к. (замужем за Юрием Лермонтовым) – ПЁТР – ЮРИЙ (женат на Марии Арсеньевой) - МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 21 колено от Анны Ивановны Пушкиной (Боборыкиной).

Материал подготовил для доклада в Пушкинском клубе

Борис Евдокимов