Найти в Дзене
ХХ век в войнах

Асы в бою. Ханс Байссвенгер против Александра Анискина

Ханс Байссвенгер
Ханс Байссвенгер

20 февраля 1943 года примерно в 13:50 на прикрытие наземных войск в район Старой Руссы вылетела четверка истребителей Як-1 из 32-го гвардейского истребительного авиаполка. Возглавлял ее Герой Советского Союза капитан Александр Мошин, имевший за плечами опыт воздушных боев на Халхин-Голе и в Финляндии. Ведомым у него шел лейтенант Иван Корчаченко, в активе которого числилось уже более сотни боевых вылетов и пять неприятельских самолетов, сбитых лично и в составе группы. Лидером второй пары был старший лейтенант Александр Анискин, имевший к тому времени на счету 11 побед, одержанных лично и совместно с другими летчиками. Его напарником являлся лейтенант Николай Горшков. Когда истребители вернулись на аэродром, Анискина среди них уже не было. Инженер Георгий Зайченко так вспоминал о событиях того дня:

"Утром 20 Февраля эскадрилья получила задание на взлет, и в воздух ушла группа самолетов во главе с Сашей. Буквально через несколько минут после взлета нам сообщили, что Сане присвоено звание Героя Советского Союза. Все были рады и готовились встретить его как полагалось тогда по неписанным правилам войны, но Саня не вернулся. Возвратившись с задания, летчики не смогли точно указать место, где упал Саня, и все попытки установить место гибели ни к чему не привели. Так потерял я своего боевого товарища и друга..."

Насчет сообщения о присвоении Анискину звания Героя Советского Союза инженера немного подвела память, поскольку официальный указ вышел только 22 февраля, на второй день после гибели аса. Но что же произошло и каким образом был сбит один из самых заслуженных ветеранов полка?
В советской исторической литературе ясного ответа на данный вопрос не было дано. В некоторых книгах, авторы которых так или иначе затрагивают историю 32-го ГвИАП, об этом эпизоде вообще не упоминается, в других же употребляется краткая неопределенная формулировка "погиб в неравном бою". Причиной же гибели Анискина всегда называется атака немецкого истребителя, и это очень существенно. Более развернутую версию предлагает Сергей Исаев в своей книге "Страницы истории 32-го гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка", вышедшей в 2006-м году. Согласно ей, истребители 32-го ГвИАП атаковали группу немецких бомбардировщиков, пытавшихся нанести удар по советским наземным войскам. Отразить налет им удалось, но в ходе боя с истребителями прикрытия был сбит "Як" Анискина. Однако у версии есть очень слабое место: 20 февраля 1943 года на данном участке фронта погода стояла настолько скверная, что действия авиации противоборствующих сторон оказались сведены к минимуму. Так, по этой причине советские бомбардировщики и штурмовики совершали лишь одиночные вылеты на разведку, да и для их германских "коллег" данные погодные условия выглядели ничуть не более выигрышно.

Александр Анискин
Александр Анискин

Точную картину событий помогает установить журнал боевых действий 32-го ГвИАП. Согласно записи за 20 февраля 1943 года, четверка Мошина подверглась внезапному нападению "Мессершмиттов", пилоты которых, несмотря на плотную низкую облачность и очень ограниченную видимость, смогли обнаружить советский патруль и произвести всего одну атаку, оказавшуюся результативной. После того, как немецкие летчики нанесли удар, капитан Мошин и лейтенант Корчаченко потеряли из виду вторую пару и не имели представления о том, что произошло с товарищами. Лишь к вечеру стало известно, что отбившийся от группы Николай Горшков произвел посадку на аэродром Луга близ Большой Вишеры, а сбитый самолет Александра Анискина упал примерно в 5 километрах к юго-востоку от деревни Хмели.

Низкая активность авиации сторон в тот день позволяет легко установить, кто же сбил Александра Анискина. Этим летчиком был командир 6-го штаффеля эскадры JG 54 обер-лейтенант Ханс Байссвенгер, который вдвоем с напарником вел "свободную охоту" над советской территорией, видимо, рассчитывая на свой немалый опыт и большую удачу. Удача от него не отвернулась: в 12:15 по среднеевропейскому времени Ханс атаковал и сбил в районе Старой Руссы ЛаГГ-3 (как сам ас определил тип атакованной машины, пополнившей счет его побед до 138), летевший на высоте 700 метров. Кроме того, после первого успеха немцы продолжили невозбранно искать цели в том же районе, и спустя еще 10 минут Георг Мундерлох, ведомый Ханса, сбил неподалеку советский связной биплан, который определил как Р-5. А поскольку кроме Байссвенгера и Мундерлоха ни один из летчиков JG 54 побед в этот день не одерживал, ответ на вопрос о том, кто именно поразил самолет Александра Анискина, становится очевидным.

Michael Traurig