Найти в Дзене
Iren Adler

А был ли Брежнев? Часть 1

Оглавление

Занявшись критикой современных ремейков, я так увлеклась самой темой кино, что немного заглянула в историю. Но это так кажется, что заглянула немного. На самом деле тема настолько неисчерпаемая, что заниматься этим можно бесконечно. Но делать я этого не собираюсь. И без меня на Дзене достаточно авторов, пишущих о кино. Вот совсем недавно мне попалось несколько достаточно разоблачительных статей о Тарковском, который является буквально идолом либерально-настроенной публики, полагающей его угнетаемым и гонимым Советской властью. Или о Сокурове, которого тоже превозносят за непонятность и либеральность. Но я так глубоко нырять не буду. Мы поговорим о нашем дорогом Леониде Ильиче.

Коллаж автора
Коллаж автора

В этой статье я хотела бы опровергнуть то, что якобы более десятка советских фильмов появились на экранах только с личного благословения Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. По всему интернету гуляет одна и та жа версия, которую слово в слово перепечатывают все кому не лень. Но есть вполне достоверные доказательства, что это далеко не так. Я просмотрела два десятка сайтов под названием "Фильмы, которые спас Брежнев". Самое интересное, что все они начинаются с одной и той же фотографии.

Из свободных источников
Из свободных источников

Дальше идет перечень "спасенных" фильмов описание их "спасения". Я человек дотошный и решила проверить насколько это правда. Помог мне в этом разобраться бывший кинооператор с "Мосфильма", ныне проживающий в Бонне. Начинал он помощником кинооператора у знаменитых режиссеров СССР. В конце 90-х годов, когда российское кино упало в яму и он остался без работы и средств к существованию, перебрался в Германию. Сейчас он на пенсии, но в Германии работал в качестве кинооператора на одном из телеканалов. Откуда я его знаю? Познакомилась на курсах фонда Отто Бенеке. Этот фонд поддерживает мигрантов с высшим образованием. Не знаю, занимается ли этим фонд сейчас, то в начале 2000-х было реально там поучиться. Вот что этот бывший кинооператор рассказал.

Действительности соответствует только то, что Леонид Ильич любил смотреть новые фильмы первым. Из воспоминаний, одного из бывших высокопоставленных чиновников того времени, Леонид Ильич в самом деле просил показывать ему новинки кино, но прозвучала эта просьба уже после того, как на экраны страны вышел один из нашумевших фильмов. Конфуз, однако! Вся Москва обсуждает, а Леонид Ильич вообще не в курсе. Как назло кто-то в Кремле спросил мнение Леонида Ильича, он в ту пору будучи еще не совсем старым и вполне разговороспособным, не знал, что ответить, так как фильма этого не видел . После этого на ковер был вызван председатель Госкино СССР, которому Брежнев задал вопрос, как так получилось, что он, первое лицо государства, узнает последним о таких событиях. Главный киношный начальник страны, краснея и бледнея, что-то там промямлил, типа я думал у вас, как у первого лица, есть дела поважнее и что мировому лидеру такой огромной страны, как бы не до таких пустяков, как просмотр фильмов, потому и не осмелился... и т.д. После этого случая свежеиспеченные фильмы привозились Брежневу. Надо отдать должное Леониду Ильичу, что он за всю свою долгую кремлевскую жизнь не зарубил ни одного фильма.

Вот список фильмов, якобы спасенных тов. Брежневым.

«Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Джентльмены удачи», «Белое солнце пустыни», «Пираты XX века», «Белорусский вокзал», «Калина красная», «Гараж», «В бой идут одни "старики"»

Ну, а теперь перейдем к некоторым фильмам, которым лично Леонид Ильич, как утверждается, дал путевку в жизнь .

Начнем с первой легенды - фильм Леонида Быкова

"В бой идут одни старики". (1974 год)

Украинская и Российская афиши фильма.
Украинская и Российская афиши фильма.
Существуют две легенды, одна, что якобы сценарий фильма пролежал долгие годы прежде чем его разрешили снимать, и вторая - что уже готовый фильм долго пылился на полках, пока этот фильм не привез лично Брежневу трижды Герой СССР, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин.

И первое и второе не соответствует действительности.

Коротко из биографии Леонида Быкова. Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в Донецкой области. В 1947 году он не прошел по конкурсу в Киевский театральный институт и учился на актерском факультете Харьковского театрального института. После окончания института, с 1951 по 1959 год служил в Харьковском театре имени Шевченко. В 1959 году переехал в Ленинград. С 1959 до 1969 года работал актёром и режиссёром на «Ленфильме». В 1963 году самостоятельно снял полнометражную комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. Фильм оказался полностью провальным.

Великим режиссером Леонид Быков не стал, но зато стал знаменитым актером. Большую известность ему принесли комедии «Укротительница тигров» (1954) и «Максим Перепелица» (1955) и "Добровольцы" (1958).

Фильмы, которые прославили Леонида Быкова, как актёра.
Фильмы, которые прославили Леонида Быкова, как актёра.

В 1969 году, поддавшись на уговоры руководства "Киностудии им. Довженко", перебрался в Киев, где, однако, не получил обещанного и всё это вылилось в конфликт. Режиссёр надолго остался без работы и впал в депрессию. В то же время он приносит на суд свой сценарий фильма "В бой идут одни старики". Комиссия сценарий оценила, но попросила его доработать. Тогда на помощь к нему пришли два мэтра украинского кинематографа, сценаристы Евгений Оноприенко и Александр Сацкий. Был создан новый сценарий, который мы знаем сейчас. После этого Быков опять пробует пробить свой фильм «В бой идут одни "старики"». Но учитывая его два предыдущих режиссерских провала, на киностудии «Довженко» были против, чтобы назначить Быкова главным режиссером и предложили передать сценарий другому режиссеру, но Быков наотрез отказался. Прежде чем вкладывать деньги в Быкова, как в режиссера, ему поручить снять еще один фильм. И в 1971 году он снимает фильм «Где вы, рыцари?», который тоже оказался провальным. Фильм даже пришлось перевести в разряд телевизионных.

Первые две самостоятельные режиссерские работы Л. Быкова.
Первые две самостоятельные режиссерские работы Л. Быкова.

В 1972 году под поручительство Сацкого и Оноприенко худсовет все же дает свое согласие на назначение Быкова главным режиссером фильма «В бой идут одни старики». Но деньги выделили только на черно-белую версию, так как в то время цветная пленка была делом дорогостоящим и дефицитным. Тем более, что оба его провальных фильма уже были сняты на цветную пленку. Фильм поставили в план на 1973 год. 20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. Съемки фильма начались в мае в павильоне студии «Довженко». В середине октября 1973 года они закончились, после чего начался монтаж. Он длился до декабря. Шесть дней спустя фильм без поправок приняли на студии и 27 декабря 1973 года состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На нее были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и летчики-фронтовики. Затем фильм вышел на украинские киноэкраны. Во многом именно благодаря хорошим отзывам бывших фронтовиков и простых зрителей, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, фильм попал в Москву в Госкино СССР. Как вы сами видите никаких сроков "лежания" нет.

6 февраля 1974 года, всего через месяц, Госкино СССР принимает решение запустить фильм во всесоюзный прокат и поощрить создателей картины денежным вознаграждением. Леониду Быкову выплатили 200 рублей премии и присвоили звание «режиссера-постановщика 1-й категории». Затем создателям фильма выплатили и гонорар по 6 тысяч рублей. Кинокомитет Украины потребовал выплатить создателям фильма максимального суммы вознаграждения в сумме 8 тыс.рублей. Но Госкомитет СССР отказал, ссылаясь на то, что и 6 тыс. рублей достаточно. В апреле 1974 года, на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку, были представлены фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики» и фильм Василия Шукшина «Калина красная». Шукшину достался Гран-при, а Быкову - две первых премий – за лучшую актерскую работу и лучший художественный фильм.

12 августа 1974 года состоялась всесоюзная премьера фильма.

Как вы опять видите, никаких сроков "лежания на полках", нет.

Уже к концу 1974 года, т.е. за 4 месяца фильм собрал на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей, заняв 4-е место, среди всех советских фильмов за 1974 год. Позже, через несколько месяцев фильм «В бой идут одни "старики"» соберет множество призов на различных кинофестивалях и принесет доход в сотни миллионов рублей.

Так что версия о том, что фильм в сценарном варианте или в готовом виде пылился в архивах Госкино СССР и вышел на экраны благодаря протекции Брежнева, просто несостоятельна, и наш дорогой и горячо любимый Леонид Ильич дорогу в жизнь этому фильму не давал. Гениальный и всеми нами любимый фильм пробился на экран самостоятельно.

Не следует верить тому, что советская цензура только и занималась тем, что держала и не пущала.

Продолжение следует.