Учась в школе, я примерно так думала о профессии автора (а где-то там, по моему мнению, маячил редактор, без которого вот эти все книги не вышли бы):
Ну и конечно, всё не без бессонных ночей, бесчисленных чашек кофе, всевозможных обдумываний, поисков информации...
На случай, а вдруг я решу стать писателем, у меня даже машинка печатная была припасена.
А теперь самое интересное.
Разоблачаем тайны мадридского двора
В институте, где-то на третьем курсе, нам, будущим журналистам и литературным работникам, открылись тайны мадридского двора.
На одной из лекций наша профессор ввела половину аудитории — тех, кто ее слушал затаив дыхание, — в ступор.
— Да-да, за многих авторов пишут.
Раньше их называли nègre littéraire (литературными неграми), литрабами (на самом деле литературными работниками, выпускниками Литературного института).
Профессор, видимо, поняв, что все-все теперь затаили дыхание в ожидании, продолжила:
— И за одну всем известную писательницу детективов тоже пишут... — И она указала на книжку в мягкой обложке этой самой писательницы.
Неужели? Я тогда не очень-то поверила. Мне казалось, писатель — это не только красивая обложка, автографы, любовь читателей, что за этой картинкой скрываются грандиозная работа, труд. Но... раз уж статья называется «Тайны мадридского двора», давайте копнем чуть глубже.
Это правда, что книги могут быть написаны кем-то другим?
Да. Многие книги и вправду написаны другими лицами, имена которых уж точно не поставят на обложку. Среди таких писателей много блогеров. За них пишут специально нанятые издательством люди. Обычно в издательствах есть свой пул — те, кто способен писать текст по заданию, кто из потока чьего-либо сознания сделает конфетку.
А как же не просачивается информация?
Дело в договоре. Самый главный его пункт (после оплаты, конечно) — неразглашение тайны. Вот и все.
Один из примеров: находят какого-нибудь молодого работника литературного института, подписывают договор с обязательным пунктом «неразглашение информации». Иногда случается «чудо». И этот литературный работник напишет не очень хорошо, «автору», человеку, который будет указан на обложке, не понравится. Придется дорабатывать, переписывать.
Что, есть биржа литрабов?
Биржи нет. Но авторов, получающих гонорар, сейчас уже не называют литрабами или литературными неграми.
К нам с Запада пришло новомодное политкорректное слово — «гострайтер».
А кто такие гострайтеры?
Гострайтер (это калька, от английского слова Ghostwriter), он же литературный работник. Автор-призрак, который напишет книгу за вознаграждение за какое-нибудь другое лицо (как правило, лицо известное).
А сколько получают эти призраки?
Вознаграждение может равняться даже тысяче рублей, но чаще все же с четырьмя нулями, иногда за книгу литработник может получить и пятьдесят тысяч, а профессионалы просят больше.
И завершу эту статью небольшой рекомендацией. Посмотрите изумительную авантюрную комедию с Пьером Ришаром, играющем литраба Пьере Рино. Вам точно понравится!