27 сентября 1782 года Императрица Екатерина II Великая издала указ об учреждении Особой Таможенной цепи и Стражи «для отвращения потаенного привоза товаров».
В изданной, с Высочайшего соизволения, последовавшего 16 декабря 1894 года, в память первого празднования Отдельным Корпусом Пограничной Стражи своего Храмового Праздника 21 ноября 1894 года, Войсковой памятке, — на 1782 год указано, как на год основания Пограничной Стражи.
15 октября 1893 года последовал знаменательный для Пограничной Стражи Высочайший указ Правительствующему Сенату, данный в Гатчине, о выделении Пограничной Стражи пз ведения Департамента таможенных Сборов в Отдельный Корпус, с подчинением сего корпуса Министру Финансов, коему присвоено звание Шефа Пограничной Стражи и с учреждением должности Командира Корпуса.
Таким образом с этого времени Пограничная Стража окончательно получила военную организацию и в ее истории началась новая эра.
В царствование Императора Николая II, Отдельный Корпус Пограничной Стражи состоял из:
- Управления и штаба корпуса,
- Семи управлений начальников пограничных Округов,
- 31 бригады и 2 особых отделов,
- Обмундировальной мастерской,
- Центрального вещевого склада,
- Приемной комиссии и ремонтной команды.
Бригады были сведены в Пограничные Округа. Во главе бригад были командиры бригад, бригады разделялись на отделы (от 3 до 5 отделов в бригаде, которыми командовали штаб-офицеры на нравах командира неотдельного батальона. Отделы делились на Отряды (от 3 до 6 отрядов в Отделе;, которыми командовали обер-офицеры на нравах эскадронных командиров. Отряды делились на посты.
Всего в корпусе было 118 Отделов, 564 Отряда и 1982 поста, в том числе 58 летних. В эти цифры не входит Заамурский Пограничный Округ.
При приморских бригадах состояли парусные и гребные суда. На всех морях плавала флотилия Отдельного Корпуса Пограничной Стражи. Крейсерский надзор был усилен вновь выстроенными паровыми судами. Высочайше утвержденный особый флаг и вымпел присвоен был исключительно судам флотилии Корпуса. Всего в корпусной флотилии числилось примерно к 1901 году 15 паровых судов, как морских, так и речных, 655 парусных и гребных судов. К 1914 году количество их увеличилось.
В списках Отдельного Корпуса состояло: 18 генералов и кроме того 1 флота генерал и 1 генерал Военно-судебного ведомства, 202 штаб-офицера и 849 обер-офицеров не считая офицеров флота и военно-судебного ведомства.
71 медицинских и 31 ветеринарных врачей, 26 классных медицинских фельдшеров, 19 гражданских чиновников, 14 священников н 36095 человек нижних чинов при 12334 строевых казенных лошадях и 212 джигитов.
Всего Корпус охранял 13898 и три четверти верст Государственной границы. Наибольшая дистанция охраны была: в Закаспийской бригаде — 1425 верст, а наименьшая — в Таурогенской — 111 верст.
В мирное время через границу, помимо Таможенных учреждений, т. е. Таможен, Таможенных застав, Переходных пунктов и рогаток запрещалось провозить, или проносить товары и переходить людям. В этих учреждениях взымалась установленная пошлина, а также производилась проверка паспортов лиц переходящих или переезжающих, границу.
Вполне понятно, что если бы не существовала охрана границы, — я не говорю о границах кавказских или азиатских, — наша более слабо развитая промышленность не в состоянии была бы конкурировать с иностранными фирмами, которые овладели бы нашими рынками.
Меры ограждения нашего рынка и давали возможность свободно расти и развиваться Русской промышленности, освободив ее зависимость от иностранных товаров. В этом и была главная цель несения службы Отдельным Корпусом Пограничной Стражи.
Итак, обязанности чинов Пограничной Стражи включали:
- Не допускать водворения товаров или иных предметов из-за границы незаконными путями и способами.
- Не допускать переход границы незаконными путями и способами.
- Задержание товаров, означенных в пункте 1, равно лиц, переходящих границу в нарушении пункта 2. Товары, предметы и лица должны были немедленно доставляться в надлежащие Таможенные учреждения.
Кроме того, в мирное время, на обязанность Пограничной Стражи еще было возложено:
- Охранять черту Государственной границы, т. е. наблюдать, чтобы пограничные столбы и другие искусственные знаки, определяющие границу, были в исправном состоянии и никем не повреждались, чтобы на черте границы в неуказанных местах (в 875 саженной полосе) не строились новые постройки, а также, чтобы не разводилось новых пашен и огородов, дабы самая черта была свободна для проезда.
- Следить, чтобы ни одна пядь земли нашей не была бы захвачена или запахана подданными соседнего с нами государства.
- Задерживать всех бродящих при границе дезертиров, бродяг, беспаспортных и порубщиков казенного леса. Наблюдать за непроживанием лиц в тех местах, где им законом не разрешено, а также лиц, которые за занятие контрабандным промыслом выселены за 50 верст от черты границы.
На морской границе кроме того:
Осматривать все суда и рыбачьи лодки, как пристающие к берегу, так и отходящие в море, задерживая их в случае провоза контрабанды. Оказывать посильную помощь мореплавателям, потерпевшим крушение и спасать погибающих в море, охранять выброшенные бурей суда на мель или на берег, равно товары и всякие предметы («морские выбои»), не допуская расхищать таковое местным прибрежным жителям.
Наблюдать, чтобы не устраивались ложные маяки и чтобы никто не разводил но берегу огней ближе 50-верстного расстояния от законно устроенного маяка в то время, когда море не замерзло.
Помимо всего, войска Отдельного Корпуса Пограничной Стражи, в случае появления в соседнем государстве эпидемии, напр., холеры, чумы, несли еще службу карантинную, оберегая наше Отечество от занесения заразы в него.
И мирное время западно-сухопутная граница считалась ненарушима, т. е. переход через нее, в неуказанных местах, ни под каким предлогом не допускался и считался, особенно для чинов Пограничной Стражи, большим преступлением. А потому и преследование контрабандистов, повернувших назад, чтобы уйти за границу, могло производиться только до черты границы и ни шагу далее.
В Закавказских и Среднеазиатских бригадах, иностранная земля в мирное время не считалась неприкосновенною в виду того, что население там занималось разбоями, а потому чинам Пограничной Стражи, в тех местностях, было предоставлено право при преследовании злоумышленников, контрабандистов и разбойников по горячим следам переходить границу, продолжая преследование по иностранной земле, но не далее одной версты.
В военное время на той границе, с государством которого началась война, чины Пограничной Стражи, вместе с полевыми войсками, должны были идти в бой на врага.
Если Вам понравился наш материал - поставьте, пожалуйста, "ЛАЙК" и подпишитесь на наш канал