Один раз в жизни составить опорный конспект и забыть об этом — а зачем? Предлагаю детям тренировать этот навык в группах.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Чтобы было понятно, что к чему, здесь я рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование, подразумевающее «сплав» основного и практического курсов. Я работаю по программе «Линия жизни» В.В. Пасечника.
Это третий урок моего курса «Практической биологии». Напомню, что каждый урок этого курса является логическим продолжением соответствующего урока обычного курса. В данном случае, обычный урок называется «Биология — наука о жизни» и посвящен умению составлять опорный конспект по прочитанному материалу. Здесь описан этот урок в очном варианте, а здесь — в дистанционном.
Цель этого урока я ставлю следующим образом: каждый ученик умеет составлять опорный конспект на незнакомом материале и пересказывать текст на основе этого конспекта.
В конце статьи вы найдете ссылку на флипчарт к этому уроку, составленный в программе ActiveInspire.
На первом слайде нет темы — это потому что тема будет озвучена позже, а цель слайда — напомнить ученикам о необходимости приготовить к уроку «Научный дневник» (тетрадь) и канцелярские принадлежности.
В начале урока выясняем, насколько ученики поняли, как пересказывать учебный материал при помощи опорного конспекта. Для этого на экран подается слайд с конспектом прошлого урока, но дети могут пользоваться своими тетрадями.
Перед первым выступлением полезно вместе с детьми пронумеровать «желтенькие записи», чтобы ребенок мог, как по вешкам, пройти по ним в своем рассказе. Нумерация подсказывает, к какому пункту переходить дальше, и помогает ничего не забыть.
Кроме того, желающие могли дома составить опорный конспект к любому параграфу по истории. В учебнике истории очень длинные параграфы, много дат, имен, новых терминов. Этот предмет, как никакой другой, нуждается в структуризации записей. И если дети поймут, насколько опорные конспекты помогают им запоминать простыни исторического текста, будут по ним работать дальше.
К сожалению, практика показывает, что получить готовый конспект у учителя и работать по нему дети еще могут, а вот составить самим — зачем? На этом уроке не спросили и ладно. Касается любых предметов.
К сегодняшнему уроку человек пять-шесть составляют конспект по истории, но дальше без напоминаний — ни-ни.
После того как прослушали ответы по биологии и истории, переходим к основной части урока. Нам нужно закрепить умение составлять опорный конспект, и мы делаем это на примере материала по биогеографии.
Работаем в группах. Как я работаю в группах, рассказано здесь. Причем именно с пятыми классами, которые остались в школе, а не ушли на дистанционку, имею возможность работать в группах по сей день.
Предварительно очень коротко обсуждаем, что такое биогеография, что она изучает. Это хорошая тренировка в запоминании греческих корней, которые входят в состав многих терминов.
Делаем записи в «Научном дневнике» (тетради): дата и тема.
Каждая группа получает две распечатки. На одной текст о климате и обитателях какого-либо материка (шесть групп — шесть материков), на второй — копия слайда с фотографиями, при помощи которого группа будет отвечать, т.е. пересказывать полученный текст.
На подобных уроках очень важно соблюдать тайминг. Все ответы по домашним конспектам — не более 6 минут. Записи и обсуждение термина «биогеография» - 2 минуты. Для ответа каждой группе понадобится примерно 3 минуты (могут быть вопросы от других групп, добавления, замечания), плюс минута между выступлениями на перемещения до доски и обратно.
Трижды шесть — восемнадцать, плюс 2 минуты про запас. Итого вместе с опросом и записью темы в тетради 28 минут. Остается 17 минут. Из них 2 на рефлексию. Отсюда время для самостоятельной работы в группах (чтение текста, рассматривание фотографий, составление опорного конспекта) — 15 минут максимум.
Итак, группы в работе. Хорошо, если дети с начальной школы привыкли к такому формату работы, умеют распределить обязанности, не ссорятся и не обижаются. Тогда работа идет как по маслу. Но и если они впервые работают так в пятом классе, ничего страшного. Привыкнут, научатся, особенно если устраивать такую работу почаще.
В течение 15 минут группы изучают выданные им тексты, обсуждают, составляют опорный конспект. За это время они должны также решить, кто из группы будет спикером. Часто пятиклассники хотят выступать всей группой, тогда они делят между собой фрагменты своего доклада. Или один выступает, а другой показывает на доске иллюстрации.
Очередность выступлений определяется порядком слайдов в презентации или жеребьевкой, или номером стола, за которым сидит группа — на усмотрение учителя. Другие группы могут задавать вопросы, уточнять и дополнять выступления. Всем — плюсы за активную работу, внимательность и заинтересованность.
На этапе рефлексии можно спросить детей, что нового они узнали о науке, о живых организмах, о Земле. А также о том, помогают ли опорные конспекты запоминать материал.
По этой ссылке вы можете скачать флипчарт к уроку. Флипчарт открывается при наличии на компьютере программы ActiveInspire, а также в режиме «Доска» на интерактивной панели.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.