Сказано: «И нашел его [Йосефа] человек [когда отец, Яаков, послал его навестить братьев, пасущих скот в Шхеме; с этого начинается история продажи братьями Йосефа в рабство в Египет. И тот человек – в действительности ангел – показывает Йосефу дорогу], и вот – он заблудился в поле» (Берешит, 37:15). Пишет там Рамбан: «Здесь Тора удлиняет повествование, чтобы показать, что у Йосефа было достаточно причин вернуться (не исполнив поручение)… и это – чтобы сообщить нам, что решения (Всевышнего) – истина (исполнятся непременно), а наши старания – тщетны (когда направлены против них). Всевышний приготовил Йосефу, скрытно от него, указующего путь, чтобы привести его к братьям. И это имели в виду наши мудрецы, говоря, что такие люди, как тот – ангелы. И вся история с ним – не напрасна: она учит нас, что замысел Всевышнего исполняется непременно». Эта основная мысль прослеживается вообще во всем, что произошло при продаже Йосефа (Раши на Берешит, 37:20): «Они (братья) говорят: “И убьем его”… а Дух святости говорит: “И посмотрим, что будет со снами его”. Посмотрим, чье слово исполнится: ваше или Мое». Братья продали Йосефа, чтобы отдалить возможность исполнения его снов, будучи уверенными, что Йосеф, сделавшись рабом, наверняка не воцарится над ними. И вот, именно путем его продажи, они собственными руками исполнили главное действие в той цепи событий, в результате которых он воцарился над ними! Ибо «решение – решение Всевышнего – истина, а старания, усилия человеческие – тщетны!»
Умножать усилия в заповедях – желательно
Из сказанного выше мы учим, что не следует умножать стараний и усилий больше, чем следует из обязанности вложить свой труд. [Она вытекает из сказанного первым людям после их греха: «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Берешит, 3:19)]. Но только в том, что касается дел этого мира. В усилиях, связанных с исполнением заповедей – напротив, следует умножать старания. Не следует, к примеру, воздерживаться от трудов и усилий ради того, чтобы найти самый лучший этрог, полагаясь на то, что «Всевышний приготовит мне его», – наоборот, всякий, кто не пожалеет на это сил, достоин похвалы. Тот же, кто проявляет небрежение и не трудится – грешит.
Постановления греков – наказание за то, что проявили небрежность в служении
Рамбам («Игерет Тайман») писал: «И так произошло во времена Второго Храма, когда укрепилось злодейское греческое царство. И издало оно против Израиля великие и жестокие постановления, чтобы упразднить жизнь по Торе. Приказали евреям осквернять субботу и не исполнять заповедь обрезания (и также упразднили службу в Храме), а кроме того, повелели, чтобы каждый человек в Израиле написал на своей одежде, что нет у них удела у Г-спода, Б-га Израиля… И это постановление действовало около пятидесяти двух лет». Объясняет там Бах (начало Илхот Ханука), в чем была причина этих тяжелых постановлений на протяжении столь долгого времени, и почему Всевышний не избавил от них раньше. Он пишет: «В событиях Хануки главной причиной постановлений было то, что проявили небрежность в служении (в Храме), и потому издано было постановление об отмене служения, как говорится в барайте, что приказано было отменить тамид (ежедневное жертвоприношение). И еще: сказали (греческому царю и его приближенным), что есть у них (евреев) одна заповедь – такая, что если вы не дадите исполнять ее – они пропали. Какая же? Зажигание меноры, о которой сказано: “Зажигать светильник постоянно” (Шмот, 27:20; Ваикра, 24:2). Все время, пока зажигают его, устоят они … Взяли и осквернили (греки) все масло».
Человеку легче укрепляться и проявлять старание в заповедях, которые должны исполняться время от времени, чем в исполняемых постоянно. И действительно, небрежение было проявлено в таких постоянных заповедях, как жертвоприношение тамид и ежедневное зажигание светильника. С другой стороны, постоянный характер заповедей говорит об их важности. Злодеи поняли это и приказали отменить их. «И когда раскаялись (евреи) и проявили самопожертвование во имя служения», – в тот самый час, когда поняли, что им следует приложить огромные усилия и старания, вплоть до самопожертвования, чтобы исправить последствия греха небрежения, – в тот же час «Спас их Всевышний рукой коаним, несущих службу в Доме Г-спода. И совершилось чудо также посредством меноры, в заслугу того, что зажгли свои души готовностью умереть ради служения». Поскольку готовы были отдать свои души ради служения, совершилось для них чудо ради другой, особой цели. Ведь прочие чудеса произошли ради спасения Израиля, тогда как здесь – чтобы осуществилось служение, связанное с менорой, во всей полноте. «И потому установили (дни Хануки) только для восхваления и благодарения, то есть служения сердцем». Таким образом, из чуда Хануки мы учим, что умножение усилий и стараний в заповедях – не тщетно; напротив, это обязанность.
Но при этом следует знать, что и в заповедях не усилия и старания оказываются причиной их исполнения. По сути, это свершается с Небес. Сказали наши мудрецы: «Если скажет тебе человек… “Я потрудился (в Торе) – и нашел”, – верь ему» (Мегила, 6б). Спрашивают в книгах: как это возможно? Разве нужно трудиться, чтобы найти находку? Ведь она попадается, когда человек о ней совершенно не думает, безо всяких усилий (Сангедрин, 97а)! Наши мудрецы учат нас здесь такому постулату: человек, действительно, обязан тяжело трудиться в Торе, но знание ее – не обязательный результат этих трудов, а находка, приготовленная человеку от Всевышнего.
Важные детали в отрывке «За чудеса»
В словах этой части молитвы наши мудрецы охарактеризовали ход событий и спасение, ниспосланное Всевышним, и оттуда мы также можем выучить описанный выше постулат.
1. «В дни Матитьяу бен Йоханана». Мудрецы упомянули здесь также имя отца, в отличие от (той же молитвы на Пурим): «В дни Мордехая и Эстер».
2. Горстка воинов, физически слабых, поднялась против сильной, хорошо вооруженной армии большой империи, чтобы прославить имя Всевышнего и восстановить служение (как пишет Бах). Тем не менее, при всей великой самоотверженности Матитьяу и его сыновей, погибших на войне, наши мудрецы приписывают победу и спасение Всевышнему: «Вступился Ты за них в час беды их, вел споры их и судил суды их… Отдал Ты сильных в руку слабых… И Себе Ты сделал имя… и народу Твоему Ты совершил спасение…». И только в конце, где говорится о возобновлении служения, это отнесено к Хашмонаим: «И выбросили (идолов) из Дворца Твоего, и очистили Святилище Твое, и зажгли светильники во дворах Святилища Твоего».
3. «Отдал Ты сильных – даже! – в руку слабых, и многочисленных – даже! – в руку немногих, и нечистых в руку – поскольку были – чистыми, и злодеев в руку – поскольку были – праведными», и т. д. Как кажется, эти пять качеств, названных в отрывке «За чудеса», неравноценны. В случае двух первых подразумевается, что спасение пришло даже через слабых и малочисленных, тогда как остальные качества предстают здесь как причина: именно потому, что были чистыми, праведными и т. д., Всевышний дал им победу. В действительности, однако, это не так: первые два качества, то есть слабость и малочисленность, тоже были причиной победы – так же, как праведность и чистота.
Чудеса – ради признающих, что все, что они получают от Всевышнего – это подарок нашедшим милость в глазах Его
В оригинале: матнат хинам, то есть не вознаграждение в силу заслуг, а матана – подарок. Но не просто подарок. Хинам означает: даваемый только тому, кто маца хен – нашел милость (в глазах дающего).
Рассмотрим все это глубже.
Наши мудрецы объясняют, что имя человека выражает и суть, и дела его (раби Меир толковал имена людей и таким образом узнавал об их качествах, см Йома, 83б, и в других местах). И поскольку сказано в молитве: «В дни Матитьяу бен Йоханана», эти имена наверняка говорят что-то о свершившихся тогда чудесах.
В книге «При Цадик» (Берешит, Ханука, п. 14, стр. 163) имена объясняются следующим образом. «Матитьяу» – матат йуд-эй-вав (дар от Г-спода); «Йоханан» – йуд-вав-ханан (Г-сподь миловал), – то есть: «Г-сподь – Тот, кто дарует и милует». Там приводится сказанное в Гемаре (Брахот, 57а): «Видит (написанные имена) Ханина, Ханания, Йоханан во сне – чудеса и чудеса совершены ему», и объясняет Раши: «Ханина – много букв нун, – много чудес (нун – первая буква слова нес – чудо)». Однако Маарша объясняет иначе: смысл всех этих имен (связан с их общим корнем) – хен – милость и подарок, сделанный из милости. В чем же связь между подарком, сделанным из милости, и чудесами? Когда человек признает, что не сила его и старания, и даже не его добрые дела и заслуги приносят ему то, чего он желает, но знает и чувствует, что Всевышний в милости Своей дает ему все в подарок, – тогда Всевышний обращается с ним по принципу «мера за меру» и дает ему этот подарок. Такой подарок, не зависящий от дел человека, не имеет границ – и человек удостаивается чудес за пределами естественных законов.
Чудеса, которые творил Всевышний для раби Ханины бен Досы
Обязанность человека – сознавать, что все, что ему дается – это подарок от Всевышнего. Тот, кто чувствует это, удостаивается от Него чудес. Все это находит свое яркое выражение в деяниях раби Ханины бен Досы и в том, как ведет себя по отношению к нему Всевышний. И в имени «Ханина» содержится на это намек, как мы увидим далее. В Гемаре (Таанит, 25а) рассказывается, как однажды в канун субботы раби Ханина бен Доса увидел, что его дочь печальна. Он спросил ее, почему, и она ответила: «Я взяла по ошибке сосуд с уксусом вместо масла и зажгла с ним свечу на субботу». Он сказал ей: «Дочь моя! Какая тебе разница? Тот, кто приказывает маслу, чтобы оно горело – прикажет уксусу, чтобы он горел!» И уксус горел весь день, пока не взяли от него огонь для авдалы.
Нужно понять следующее. Есть правило, полученное от наших мудрецов: «не полагаться на чудеса» (Зоар, 1:111б, см. Псахим, 64б). О том же написано в Гемаре (Таанит, 20б): «Сказал раби Янай: человек ни в коем случае не должен стоять в опасном месте, говоря, что для него произойдет чудо. Ведь возможно, что оно не произойдет для него, а если даже и произойдет – это будет вычтено из его заслуг».
Мой учитель и наставник, выдающийся мудрец Торы рав Элияу Деслер объясняет это так. Что демонстрирует человек, полагаясь на чудо и извлекая пользу из него, когда оно происходит? Что считает себя достойным того, чтобы Всевышний вел его дела сверхъестественными путями. Потому и вычитают из его заслуг: ведь заслуги человека – исполненные им заповеди, очищающие его, а мысли о том, что он достоин, – это грех гордыни, лишающий его чистоты. Однако раби Ханина бен Доса был на такой высокой ступени, на которой уже можно полагаться на чудо, поскольку он говорил и ощущал, что: «Тот, Кто повелел маслу гореть, повелит уксусу – и уксус будет гореть». Он чувствовал, что природа и чудо – вещи равные; и то, и другое дается нам только в силу желания Всевышнего и милости Его к нам. Все различие между ними в том, что природным явлениям сопутствует постоянное желание Его – «обновляющего по доброте Своей каждый день – и не только каждый день, но и каждое мгновение, непрерывно – дело творения». Тогда как чудо – желание Его, отличающееся от обычного. Тот, кто во всей полноте чувствует, что природа и чудо равны, не возгордится, извлекая пользу из чуда.
Этот принцип проясняется при внимательном взгляде на историю, как она описана в Гемаре. Дочь раби Ханины бен Досы рассказывает ему: «Я взяла по ошибке вместо сосуда с маслом сосуд с уксусом и зажгла субботнюю свечу». Уже зажгла, и уксус горит; почему же она опечалена этим, ведь чудо уже свершилось? Можно объяснить это опасением, что чудо пробудит в ней гордыню, и потому она была печальна. Отец отвечает ей так: «Тот, кто повелел маслу гореть и т. д.», – другими словами, чудо – это не явление, отличное от природы; по сути своей это одно и то же, ибо оба они зависят только от воли Творца. Он хотел воспитать дочь так, чтобы она достигла ступени, на которой действительно чувствовала бы это и не гордилась, и могла бы полагаться на этот дар Всевышнего – уксус, который горит.
«У раби Ханины большие заслуги»: как чудо, так и природа – дар от Всевышнего
Об этом мы находим также в Гемаре (Хулин, 7б): «“Нет никого другого, кроме Него (Всевышнего), – сказал раби Ханина, – и даже в делах колдовства” Одна женщина шла за ним следом, пытаясь набрать земли у него из-под ног (для целей колдовства). Сказал он ей: “Бери! У тебя ничего не выйдет, ибо нет никого другого, кроме Него (Всевышнего)!”» Спрашивает Гемара: «Но ведь сказал р. Йоханан: почему они (занимающиеся колдовством) называются кшафим? – По сходству букв этого слова и слова мах-хишим (отрицающие): они отрицают Высшую свиту (ангелов)». Раши объясняет: «(Что значит «отрицают?») Не было постановления на Небесах о каком-то человеке, что он умрет, а он умирает – из-за колдовства». Но почему тогда раби Ханина не боится и не остерегается? Отвечает Гемара: «Не таков раби Ханина, как другие люди: у него большие заслуги».
Согласно сказанному, все объясняется следующим образом...