«Что такое Ханука? (Раши объясняет: [Что означает вопрос] “Что такое Ханука?” [Он означает]: “В честь какого чуда ее установили?”») Передали нам мудрецы: 25 числа месяца кислев… [После того] как греки вошли в Храм, они осквернили все масло, которое было в нем, а когда царство Хашмонаим победило и разбило их, то стали проверять и нашли только один кувшин [чистого] масла, которое хранилось, запечатанное первосвященником. Но его хватало только для того, чтобы [менора] горела в течение одного дня. Произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год постановили сделать эти дни праздничными, с восхвалением и благодарением» (Шаббат, 21б).
Это необходимо осмыслить. Ведь в этот период всему народу Израиля угрожало полное уничтожение, не дай Б-г. Этот факт упоминается в ханукальной вставке к молитве: «Когда восстало злодейское эллинское царство на народ Твой, Израиль, чтобы заставить его забыть Тору Твою и нарушить законы воли Твоей». И тогда произошли великие чудеса: «Предал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки малочисленных… А Себе приобрёл Ты Имя великое и святое в мире Своем, и народу Своему, Израилю, Ты даровал спасение великое и избавление по сей день». На первый взгляд, было бы логичнее связать праздник Хануки именно с этим спасением. [Но праздник был установлен не в день победы над греками, а на следующий день, когда произошло чудо с маслом.] Разве можно сравнить чудо кувшинчика масла, необходимое для зажигания меноры в чистоте в течение семи дней, с чудом спасения, благодаря которому весь еврейский народ избежал уничтожения, сохранился, получил возможность изучать Тору и исполнять заповеди, причём не только в том поколении, а в течение всех последующих поколений?!
***
О том как Йосефа увели в Египет сказано (Берешит, 37:25): «Вот, караван ишмаэлитян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот; идут они, чтобы везти в Египет». Об этом сказали мудрецы (мидраш «Ялкут Шимони», ч. «Берешит», гл. 142): «Разве ишмаэлитяне не навьючивают исключительно кожи и дёготь? Но вот, посмотри: что Всевышний тогда уготовил этому праведнику (Йосефу): тюки, полные пряностей, источник благоухания вместо обычной вони, сопровождающей караваны».
На первый взгляд, это непонятно. Ведь это был столь тяжкий час, когда Йосефа насильно увели в Египет, когда он в одночасье испытал великое падение. Только недавно он был на самой вершине судьбы, любимый сын престарелого отца, которому Яаков передавал всю мудрость, приобретённую в домах учения Шема и Эвера. Теперь же он свалился в глубочайшую яму: его продали в рабство, да ещё в Египет, в место, опустившееся на все 49 уровней скверны. Египет был герметически закрыт, и ни один раб не смог сбежать оттуда. Поэтому всё шло к тому, что Йосеф уже никогда не выйдет на свободу. И всё это произошло так быстро и неожиданно, что у Йосефа совершенно не было времени свыкнуться с той ужасной ситуацией, в которую он попал. В столь мрачный час какая Йосефу разница, ощутит он запах смолы и дёгтя, или запах специй? Разве в такое тяжёлое время запах пряностей может чем-нибудь помочь Йосефу, или хотя бы поднять ему настроение? Это просто удивительно!
Но при более глубоком рассмотрении, мы увидим, что этот запах специй имел огромное значение!
Ибо смысл его заключался совсем не в том, чтобы Йосефу просто было приятно. Смысл его был в том, что в тот горький час, когда вся его жизнь неожиданно разрушилась, Йосеф мог дойти до состояния полного отчаяния, не дай Б-г. Создаётся впечатление, что Всевышний полностью скрылся от него — он потерян и забыт, не дай Б-г. В эту тяжкую минуту, ему с Небес намекнули, что в действительности всё обстоит совершенно иначе. Всевышний с ним, и постоянно управляет всем, что с ним происходит. Он не должен переставать полагаться на Него. Всевышний специально уготовил ему приятный запах, что в данном случае шло в разрез с обычным порядком вещей, чтобы показать ему, что он не потерян и не забыт. Наоборот, Всевышний «ведёт его за руку», и вместе с ним спускается в Египет. Это то, что Всевышний сказал Яакову (Берешит, 46:4): «Я спущусь с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно». Этот запах пряностей был для Йосефа лучом света в той тьме, в которую он был ввергнут. Именно благодаря запаху у Йосефа появилась надежда выкарабкаться из того тяжёлого положения, в котором он оказался. Это похоже на то, что сказал пророк Йона (2:5): «Изгнан я от очей Твоих, но увижу еще святой храм Твой». Комментарий Раши объясняет: «Когда увидел я, что Ты оживляешь меня всё это время, то понял, что ещё увижу святой храм Твой».
Теперь мы понимаем, что смысл чуда, которое произошло с Йосефом, заключался не просто в том, чтобы уберечь его от отталкивающего запаха. Он заключался в том, что Всевышний проявился ему, дабы он подбодрился, понял и почувствовал, что даже в этом положении он не покинут. Всевышний с ним, любит его и присылает ему запах специй. Из этого Йосеф должен заключить, что все страдания, которые он испытывает, Всевышний насылает на него только из любви.
***
Интересно, что Тора описывает несколько чудес, которые, на первый взгляд, были совершены для незначительных целей. Например, чудо, которое произошло при борьбе Давида и Голиафа. Написано (Шмуэль 1. 17:49): «И опустил Давид руку свою в суму, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил филистимлянина в лоб, и камень вонзился в лоб его, и упал он лицом на землю». Тот, кого сильно ударили в лоб, должен упасть назад! Но было совершено чудо, необходимое для того, чтобы Давиду не пришлось идти слишком далеко, чтобы отрубить ему голову. Таким образом Давид выиграл двенадцать локтей и две пяди — рост Голиафа был шесть локтей с пядью (комментарий Раши, приведено от имени «Мидраш Теилим»; см. там стих 4 и комм. «Мецудат Цион»).
Это удивительно, особенно в свете того, что сказали нам мудрецы (трактат Шаббат, 53б, см. также Таанит, 24а): «Как скверен этот человек, из-за которого были нарушены законы природы»! Изменение законов природы — это вовсе не малозначимая вещь. А тут произошло нарушение законов природы для того, чтобы сэкономить Давиду несколько шагов, когда он шёл отрубать Голиафу голову. То дополнительно расстояние, которое ему пришлось бы пройти, не составляло для Давида абсолютно никакого затруднения.
***
Подобное явление можно также обнаружить в комментарии «Ор а-Хаим» (к стиху Берешит, 13:14). Написано: «Подними очи свои и посмотри с места, на котором ты теперь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу». «Ор а-Хаим» пишет: «Написано “с места, на котором ты теперь” так как свершилось для Авраама великое чудо. Он видел с севера на юг и с востока на запад с одного места, не поворачиваясь». Это требуется как-то объяснить. Неужели Аврааму было так тяжело повернуться, чтобы осмотреть всю Землю Обетованную во всех направлениях? Ему в самом деле было необходимо это великое чудо? [В другом месте автор объясняет, что в действительности взгляд на всю землю Израиля одновременно качественно отличен от видения её по частям. Целое всегда качественно отличается от суммы составляющих. Но из слов «Ор а-Хаим» следует вывод, что чудо было необходимо для того, чтобы избавить Авраама от необходимости поворачивать голову.]