Часть 1
История эта предновогодняя, но далекая, из 90-х прошлого века.
Я прибыл в гараж автобазы «Зеленый Мыс» из рейса домой в поселок Черский на реке Колыме. На дворе конец декабря 1990 года, а через пару дней Новый год. План на месяц выполнен с перевыполнением на премию, т.ч. спешить некуда. С надеждой на отдых иду к диспетчеру сдавать путевку.
И вот стою у окошка в диспетчерской, документы сдал, вокруг никого, только я и через стеклянную витрину, украшенную цветными гирляндами, серпантином и снежинками, молоденькая девушка диспетчер Наташка.
- Привет, Наташа! С наступающим!
- И тебя с наступающим!
Я уже в предвкушении подготовки новогоднего стола, летаю мыслями о новогодних днях в кругу своего семейства жены и маленькой дочки. Мечтами уже дома, не замечая за окошком красавицы Наташки, думаю: «Как сейчас вытащу из машины, срубленные на далеком перевале по дороге с прииска «Стадухина» ветки кедрового стланика. Аккуратно занесу в квартиру. И на радость моим установлю его в зале в новогоднюю елку. Под душистый запах, отходящей с мороза зеленой хвои, наполняющей этим ароматом новогоднего праздника комнаты родного жилища, сядем семьей за стол. Праздник! Нет. Еще не пришел Новый год. Это шофер-трассовик вернулся с дороги домой».
- Сергей, а давай еще один рейс на прииск «Дальний» сделаете ходку. – вдруг, из-за стекла прозвучала неожиданно для меня фраза мужским голосом.
Я смутился. Наташа подняла на меня взгляд и заулыбалась. Я заглянул в окошко в сторону голоса.
- Ну, вы с отцом план сделали, понимаю, ТО у вас перед прошлым рейсом пройдено, надо, Сереж, помочь золотарям, подкинуть на котельную угольку на новогодние праздники, – продолжение последовало в мой адрес от инженера по эксплуатации.
- Александр Михайлович, я сейчас отцу позвоню. – от неожиданности в предложении с комом в горле произнес я в ответ.
Расслабился. Рейс же был не из легких. Все же на «Седьмое небо» ходку в трое суток отпахал. Это так прииск «Стадухино» шофера назвали. Все ж прииск находился высоко в сопках и на дальнем расстоянии от портового поселка Черский, и дорога к нему не простая через перевалы в голых сопках. Дунет пурга! Мало не покажется. Но в этот рейс погода миловала меня. Прошел туда-сюда ходом. Да и усталости то сильный молодой организм и не чуял совсем, хотя при въезде в автобазу расслабился…
Наташа мне протянула телефон в окошко и предложила:
- Звони.
Я набираю номер…
- Ты скажи отцу, что там ушли пару наливов на Мандриково и пару на Дальний. И с четыре, уже, машины с углем отправил, две на погрузку ушли. Не один пойдет. – под мой набор прозвучало от начальника.
Гудки из трубки и:
- Але! – голос отца.
- Геннадий Павлович, тут предлагают еще рейс один под Новый год. – было начал я извещать.
- Кто? – меж моих слов слышу в трубку.
- Начальник эксплуатации просит помочь.
- Бери путевку на себя. Ты молодой. Тебе это надо. Езжай. Только не спеши, аккуратнее. Машину я тебе загружу, а ты поспи дома перед рейсом.
Полярная ночь в новогодние деньки в Заполярье. Чуть расцвело, и стемнело…
Напарник прибыл в диспетчерскую, пошептался с начальником по эксплуатации. Диспетчер мне выписала путевой лист и под передачу мне в руки произнесла:
- Я выдаю на тебя, с отметкой об убытии через положенных на отдых 8 часов, не торопись, отдохни дома, там из двух на погрузке, Чиран так же пойдет через часов 8, он же один на машине.
Я передал документы на погрузку напарнику, договорившись, что отец оставит машину на стоянке прогрева. Мы вместе подъехали к моему дому, и я, забрав с тягача ветки стланика и портфель с термосом, пошел домой к семье, а напарник отправился в морпорт «Зеленый Мыс» грузить машину в рейс.
Часы летели, минуты с дочкой на руках и она уже спит. Поставил елку, навесил гирлянды, а остальное оставил жене. Покушали и я спать, а жена в рейс портфель едой наполнять осталась.
Стоянка. Стоящие на прогреве грузовики испускали выхлопом сизый дым с парами белого тумана, который под морозец растянулся тонким облаком над стоянкой. И тут же с трассы прибывали на парковку новые машины.
Я иду к своему КамАЗу, в одной руке портфель с едой, во второй термос с чаем. «Заползаю» по лестнице к будке дежурного по стоянке, что бы отметится о выходе с нее.
- Что? Сережа, не спится? – в открытое окошко голос дежурного.
- Дядь Борь, на Новый год дома быть охота. – я в ответ, забирая из его рук путевой лист и накладные.
- А отец твой сказал, что ты под утро машину заберешь, да и в путевом отметка на утро.
- Да, что-то проснулся и не спится. Вот и…
- Ладно, отдал уже бумаги, езжай, не торопись, аккуратнее будь.
- А Чиран ушел?
- Да нет. Вон, - он указал рукой в окошке в сторону стоянки:
- Его машина стоит еще на прогреве.
Я вздохнул с облегчением. «Да-а-а… Старики, они не торопятся. Все у них продумано. Отдых – значит отдых.» - пробежали у меня мысли…
- Да ты не переживай. Вон еще три машины на утро загрузились угольком на Дальний, т.ч. не один на трассе, - успокоил меня дежурный:
- Да и с Мандриково ребята выходить будут, те, что днями ушли.
Я сунул документы в карман, взял из-под ног термос и портфель, которые туда поставил перед передачей документов, и приветственно махнув головой, сошел со ступенек направлением к машине.
Стоял морозец небольшой. Так. Под минус 30.
Навстречу Санек идет от своего Урала и улыбается.
- Что, еще на рейсик перед Новым годом?
- Ага, отправили…
- С наступающим! - Обменялись меж собой в один голос.
Подойдя к своему грузовику, поставил под подножкой в кабину портфель на снег, и, открыв дверь кабины, заскочил в нее с термосом в руках, поставил термос в зажим, и осмотрел приборы. Выскочил за портфелем, закинул его в кабину, и прогулялся вокруг сцепки, осмотрев ее кругом, под конец обхода вскинул взгляд на кучу угля на полуприцепе…
Под натуженный звук дизеля КамАЗ вышел со стоянки автобазы «Зеленый Мыс» и пополз медленно на зимник…
Дорогой через сопку «Родинка» не пошел, а вышел распадком на реку Пантелеиха. Здесь запрещено еще грузовикам. Но. Там по сопке по горкам и длиннее, и сложно, и… А здесь по льду реки уже накатано и на скорости быстрее. Риск? Да. Но где нет риска здесь на зимниках? И уже машины тут ходят с грузом, как с неделю. Я не первый. Так бы не сунулся.
Луна полумесяцем освещает пробегающее окружение в речном русле. Слева крутой берег к сопке «Родинка», заросший местами листвяком, а справа высокие кустарники берегами островов, разделяющих русла рек Колымы и Пантелеиха. Свет фар скользит по белой накатанной колее, местами разбитой до бурого льда, особенного льда, озерного, с которых Пантелеиха берет свои воды. Со стороны сопки поплыли слабые переливы сияния – заиграли сполохи…
«Да-а-а… Морозец усиливается» - пролетели мысли у шофера взглядом на градусник за лобовым стеклом.
Вот одиноким огоньком мелькнула деревня одноименная реке. Мне бы на бережок тут. Да нет. Иду рекою, которая тут заплутала серпантином в крутые повороты туда-сюда. Эх… Здесь так же запрещено проезду грузовиков. Но. Нарушаем. Так проще и даже серпантином быстрее, чем болотистым разбитым в кочке берегом…
«Что-то трасса совсем пустая?» - вновь скользнули мысли.
Крутой поворот с выходом на берег, немного потрясло кочкою, и в подъем на холм, с холма на холм, озеро стороною, и спуск, подъем, другой, другой, холмами выхожу к свету, устремленному от земли острыми лучами в небо. Поселок оленеводов и рыбаков Анюйск уже не спит, снегоходы «Буран» светом мелькают. Переправа через реку Анюй и тундрой, тундрой, озерами, кочкой по болотам…
«Странно? Нет машин со стороны Дальнего и Мандриково»
Луна уже исчезла за сплошной наползающей с Запада облачностью. Пошел мелкий-мелкий еле заметный глазу снежок, который был еле виден в свете фар бликами над накатанным дорожным покрытием. С каждой минутой движения грузовика зимник укрывало девственное снежное покрывало.
«Я что один на трассе? Через часок полтора уже «Тополевка». Может там мужики спят?»
Светало. Мороз усиливался. Снег укрыл все вокруг. Девственный снег разлетался от колес моего грузовика, укутывая пушистой кухтой и колючим куржаком тягач и полуприцеп снизу.
И вдруг! В этом снежном безмолвии мелькнул желтеющий объект.
Приближаясь к объекту, разглядел. Посреди зимника стоит припорошенный снегом «Запорожец» с затянутыми инеем стеклами без признаков жизни.
«Откуда он? Кто бросил?» - удивил меня легковой автомобиль среди тундры. Да и в то время на Крайнем Севере за редкость были легковушки.
Объезда нет. Только надо лесть через бровку зимника в снег. Я сбавил ход и выключил передачу в переключение ниже.
И тут открылась водительская дверь «Зэпора». Стоп! Я вдавил педаль тормоза.
«Во! А в нем человек?» - и взглядом на градусник: «за минус 40? Стоять».
Снимаю тапочки, наклоном к пассажирскому сиденью достал с пола кабины ботинки «прощай молодость», обулся, глянул в окно, мужик терпеливо ждал меня у своей машины. Я продолжил одеваться, сняв с крючка овчинный полушубок и песцовую шапку ушанку. Выскочил из кабины и подошел к мужику. Мужик на вид продрогший, обернутый в покрывало поверх шубы простонал:
- Землячок, возьми парнишку. Тут не далеко.
- Ты с ребенком? – воскликнул я.
- Да.
- Что стоишь! Давай пацана в кабину КамАЗа! – уже было крикнул я.
Мужик сразу сорвался к пассажирской двери своего «Запорожца». Я за ним. Открыли дверь, а там в одеяле пацан лет 8-9 сидит весь скрюченный от холода. Я подхватил его на руки, и бегом к кабине КамАЗа, мужик обогнал меня и открыл пассажирскую дверь, помогая мальчишку затолкать в кабину. Парнишка в теплой кабине, и сами с обеих сторон за ним. Сидим.
Я подоткнул педаль акселератора отверткой, увеличив с холостых под 1000 обороты двигателя.
Обернулся к пассажирам. Мужик разворачивает из одеяла парня.
- Ну, как ты? – спрашивает его отец.
- Нормально. – еле пропищал голосок.
- Ну-ка, руки показывай.
Мы на пару ощупали парня.
- Вроде не обморозился. – произнес отец пацана.
- Давай горяченького чайку я вам налью. – предложил я и полез к термосу.
Мои гости сидят, обжав кружки с чаем кистями рук, греются, отходят с каждым глотком чая от мороза.
- Угощайтесь «шаниками» - это булочки мне моя жена в дорогу наперла. – достал я из портфеля угощение.
Сначала мои гости смущались, или отходили от холода так. Потом мужик взял мое угощение и предложил сыну. Мальчик потихоньку кушал булочки в прихлеб чаем.
- А вы откуда и куда? – я поинтересовался их появлением на трассе.
- Да вот под Новый год за сыном в интернат съездил. – произнес мужик и добавил, жуя булочку:
- Вкусные у тебя булочки.
- Это жена мне в каждый рейс печет, а я их мало ем, всю дорогу ребят на стоянках угощаю. – улыбаясь похвалился я.
- Вкусно, спасибо. – мы услышали голосок пацана. Ожил парень!
- А что с машиной то? – продолжил я.
- Да, не знаю я. Заглох и не заводится. Батарея еще в Анюйске плохая была. Думал, довезу.
- А как давно стоите?
- Да с часа два-три.
- И не одной машины?
- Ты первый.
- Странно. – я забеспокоился:
- Метет на Дальнем что ли?
- По всей вероятности должно.
- А вы с Дальнего?
- Нет. Я метеоролог. Тут. Не доехали с двадцать километров до метеостанции. Там нас мама ждет. Уже беспокоится.
- А! Это тут. В «Топалевке»? Я все мимо вас проскакиваю и иной раз и не замечаю станции.
- Так она спрятана от дороги тополями. – заметил мужик.
- Согрелся? Давай прикурим, масло то еще не должно загустеть, может получиться завести, доедешь тут в моем сопровождении. – предложил я мужику.
Мы вышли к горе легковушке, подняли капот, водитель сел за руль, повернул ключ «на старт». Ноль. Не звука.
- А где у тебя аккумулятор?
- Тут в кабине вместо заднего сиденья.
Я залез со стороны пассажира в кабину, откинув спинку переднего сиденья. Там стоял большой «ураловский» аккумулятор. Пролез к нему и скрутил с аккумулятора одну крышку с первой банки, глянул, подсветив фонариком. В АКБ лед.
- Все. Замерз у тебя тут электролит. Если только прикурить от КамАЗа и на генераторе доедешь? – изрек я:
- Есть у тебя провода прикурить?
- Нет у мня ни проводов ни троса. – прозвучало в ответ.
- Так! Провода у меня есть. Сейчас я тебя немного стороной обойду КамАЗом, что бы аккумуляторы рядом были. И попробуем.
Я вытащил из ящика свои провода. Отдал их мужику. А сам сел за руль, переключил раздатку на «пониженную», и медленно подполз на «второй» бровкой вдоль «Запорожца», выставив тягач ящиком АКБ против двери легковой.
Запорожец от прикуривателя завелся, как часы на удивление нам. Мы немного его погрели, не отключая от АКБ КамАЗа, и только сняли провода… Двигатель Зэпора, тут же, заглох.
- У-у-у… Друг, похоже, у тебя и генератор издох. – подвел заключение я и добавил:
- Ну, что? Я сейчас отцеплю страховочный трос, и цепляем тебя, и потихоньку тащим к дому.
Через полтора часа я въезжал в отворот с трассы к метеостанции.
Растерянная в длительном ожидании мать, выскочила из дома в полушубке нараспашку. Она схватила своего сынишку на руки и бегом занесла, целуя мальчика дорогой, в дом.
Тем временем я отцепил «Запорожец» от полуприцепа и подвесил трос на свое место между тягачом и телегой полуприцепа.
- Заходи, чаю нальем в термос, да и поешь шей. – прозвучало предложение от мужика:
- Тебя как зовут?
- Сергей. – я откликнулся.
- А меня Николай. Коля. – представился он.
И мы вошли в дом. Большая тарелка горячих щей с мясом зверя из тундры в кругу прибывших мужчин, с рук хрупкой молодой хозяйки. Приятно и вкусно!!! Хозяйкой наполнен термос горячим свежим и душистым чаем.
- Сереж, я тебя тут рыбкой угощу на строганину к Новогоднему столу? – тут засуетился и сам хозяин, закончив со щами.
- Коль, ты уж не обижайся, я не возьму, у меня в сарае этой рыбы завались, я сам рыбак, я ж с Колымы.
Мужик смутился:
- Так тут Чир другой – озерный.
- Так и мы с отцом на озерах его ловим.
И мой собеседник вдруг сорвался с места и наспех обувшись, выскочил из дома.
Я поблагодарил за угощение горячими щами хозяйку и, подхватив термос, вышел за хозяином вслед к своей машине. Уже, установив термос, располагаясь за рулем, переобуваясь в тапочки, вижу бегущего к КамАЗу Николая с куском под полтора кило мяса.
- Сереж, рыба у тебя есть, так вот возьми к столу вяленного сырокопченого мяса сохатого. Очень вкусно! И заезжай в Новом году, тут сосед Петя должен с охоты сохатого привезти. Я тебе ляжку закину.
Ну, что ж. От этого подарка я не отказался…
Выйдя на трассу, заметил следы пары прошедших грузовиков со стороны приисков.
«Ну, тут до «Дальнего» не далеко. Машины пошли. Быстро до него и обратно к Новогоднему столу. К моим родным надо возвращаться».
Читайте продолжение в Часть 2
Если вам нравится, не забывайте ставить лайки и подписывайтесь на мой канал.