Найти тему

Функциональное развитие, познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем возрасте.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Сложность, наверное, в том, что ребенок рожается с мозгом функционирующим по принципу минимальной достаточности, с мозгом, который обеспечивает витальные функции, но с момента рождения, а по мнению многих специалистов еще до рождения, начинается процесс обучения. И это непременное условие развития мозга. Под обучением мы понимаем весь комплекс эндогенных и экзогенных влияний, связанных с существованием ребенка. Эволюция мозга - это путь от реагирующего мозга к мозгу, способному к устойчивому, преднамеренному и произвольному действию. Но этот путь очень долог. И когда мы требуем от ребенка устойчивого, преднамеренного и произвольного действия в три года, мы должны понимать, что это невозможно.

Задачи, которые мозг решает в ходе своего развития разворачиваются от не умею, не знаю, не понимаю к умею, знаю, понимаю. Но это тоже очень длительный путь. Что при этом происходит с функционированием мозга? Как перестраивается морфологическая структура мозга? Именно эти комплексные исследования ведутся в нашем институте уже 40 лет.

С одной стороны, обучение - это необходимые условия развития мозга и познавательной деятельности. С другой, созревание мозга - необходимый фактор эффективного обучения. На первый взгляд существует противоречие, но это противоречие на самом деле нет. Весь вопрос в том, чему и как учить ребенка на разных этапах возрастного развития ребенка.

Педагоги и психологи очень любят тезис Л.С.Выготского: "Обучение ведет за собой развитие". И этот тезис, принятый на вооружение и воспитателями, и педагогами. и родителями. На самом деле создают иллюзию того, что мы можем привести ребенка туда, куда, мы хотим привести ребенка. То есть мы можем потребовать от ребенка, и можем научить его тому, что мы хотим в любом возрасте.

А на самом деле этот тезис Л.С.Выготского звучит следующим образом:" Хорошее обучение - это значит адекватное обучение, адекватное возрасту, адекватное возможностям". Обучать надо тому, чему способен ребенок. Вот это чему и есть главный фактор эффективного обучения, который, к сожалению, не очень учитывается в практике обучения.

Так как развитие мозга идет под воздействием и биологических, и социальных факторов, то для того, чтобы понять такое целостное функционирование мозга, необходимы междисциплинарные исследования. По изучению морфологии, физиологии мозга и в тоже время нейрофизиологических психофизиологических особенностей реализации познавательной деятельности.

Эти исследования развертывались в нашем институте постепенно.

Развитие мозга идет по двум основным направлениям:

1. Это изменение нейронного аппарата коры

2. Это изменение функционального развития.

Вы должны понимать условность этого разделения, потому что процесс развития мозга - это единый системный процесс и морфологического и функционального развития.

Итак, созревание нейронного аппарата коры связано с ростом и дифференцировкой нервных клеток (это то, что исследовалось). Арборизация дендритов, формирование прямых и обратных связей внутри колонок и между колонками, формированием нейронных группировок и изменением структуры нейронных группировок.

Схема морфо - функционального развития мозга ребенка в онтогенезе.

Развитие мозга.

Морфологическое (созревание нейронного аппарата коры):

  • Рост и дифференцировка нервных клеток;
  • Арборизация дендритов;
  • Формирование прямых и обратных связей внутри колонок и между колонками;
  • Формирование нейронных группировок;
  • Изменение структуры нейронных группировок.

Функциональное (изменение функциональной организации мозга в состоянии как оптимальном для реализации деятельности, изменение функциональной организации когнитивных процессов):

  • Локальное извлечение сенсорно - специфических корковых зон;
  • Генерализованное вовлечение проекционных и ассоциативных корковых зон;
  • Динамическое вовлечение корковых зон.
-2
  • На первом слайде мы видим возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры, и видим как изменяется структура нейронного аппарата у ребенка на первом аппарате в 3 года и на втором аппарате 8 лет. Здесь мы видим как меняется плотность нейронов, как меняется количество связей. Все это обеспечивает лучшую активацию коры, лучшее проведение нервных импульсов и лучшие связи между зонами коры.
-3
  • На нижнем слайде мы видим график увеличения плотности профильных полей нейронных группировок.Н нижнем графике верхняя часть графика.

Мы видим резкое увеличение плотности полей нейронных группировок в возрасте от 5 к 8 годам. Запомните это. Здесь же мы видим увеличение площади нейронов и это тот же возраст.

На следующем слайде мы видим организацию лобной коры. И здесь на первом препарате нейронная организация в 1 год 4 месяца и видим плотность в 6 лет.

-4

На нижнем графики мы видим изменения с возрастом соотношения удельных объемов нейронов. Оно несколько снижается. Мы видим значительный рост в возрасте 11 - 12 лет количества волокон.

На следующем слайде изменение ансамблиевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре. И вот на этом рисунке видно как долго идет процесс нейро- морфологического созревания коры.

-5

Следует заметить, что наиболее существенные преобразования морфологической структуры коры происходит на первом году жизни, затем в 3, 5 - 6, 9 - 10, 12 - 14, 18 - 20 лет. А в возрасте от 5 - 6 лет он такой ключевой в перестройке и морфологической структуры коры и функциональной организации мозга.

Марьяна Михайловна Безруких (13 августа 1945 года) - доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии Российской Академии Образования, специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей. Лауреат Премии Президента в области образования