Одна из любимых тем наших законодателей - реформа техосмотра. Еще весной этого года в его проведении должны были произойти кардинальные изменения, вплоть до геолокации места нахождения автомобиля в момент его прохождения и видеофиксации самой процедуры. Придумано все было просто замечательно. На бумаге. А в жизни, как всегда ,все оказалось не настолько ровно и гладко. Начиная с того, что РСА прямо заявил о невозможности провести в нужные сроки аккредитацию всех СТО и заканчивая тем, что их, тех самых СТО, готовых соответствовать новым требованиям просто физически не хватает для того, что бы обслужить нужное количество автомобилей. А модернизировать свое оборудование или открывать новые точки рискнет далеко не каждый. В нашей удивительной стране зачастую все меняется с точностью до наоборот в течение одного-двух дней. Сегодня изо всех сил ужесточают требования, а завтра возьмут и совсем отменят, чего доброго. И останется тот владелец пункта техосмотра с новеньким, только что закупленным, и явно недешевым оборудованием.
Далеко ходить не нужно. Вспомните, как все это было весной. До последнего момента сохранялась интрига - примут или не примут те поправки. И что в итоге? Видеофиксацию не ввели, фотофиксацию тоже, так что ужесточения не последовало. Скорее даже наоборот - пошли навстречу автомобилистам и разрешили владельцам машин не старше 10 лет от роду проходить техосмотр 1 раз в два года. а тем, чьи ласточки моложе четырех лет и вовсе его не проходить.
Но пришла зима и аттракцион невиданной щедрости, похоже, заканчивается. Что же предлагают теперь? Снова повисла интрига - быть или не быть той видеофиксации и т.д. (хотя вряд ли ситуация с количеством СТО, аккредитованных в соответствие с новым законом, сильно изменилась с весны). И, самое главное, теперь все чаще звучат предложения разрешить сотрудникам ДПС аннулировать диагностическую карту, предъявленную им, прямо на дороге. За что? Допустим, если номер карты "не бьется" по базе ЕАИСТО. А насколько это говорит о том настоящая диагностическая карта или поддельная?
В силу специфики своей работы мне и моим коллегам постоянно приходится сталкиваться с той самой "базой" и результатами запросов в нее. Так вот, далеко не всегда после запроса подтягиваются данные о пройденном страхуемым автомобилем техосмотре. Причем бывает так, что человек действительно проходит техосмотр, привозит самый настоящий документ, а база его почему-то "не видит" - то ли какой-то сбой в системе, то ли связь барахлит. А иногда наоборот - то, что явно пахнет "липой" благополучно высвечивается в той самой базе.
Т.е. любой сбой в информационной системе (причем в ЕАИСТО это будет или просто перебои с интернетом) чреват для автовладельца большими неприятностями?
Теперь мудрые головы решили пойти еще дальше: разрешить инспекторам точно так же аннулировать диагностические карты если у вас, например, не горит лампочка в одной из фар. Или если он выявит у вас неисправность тормозной системы, рулевого управления и т.д. При этом предлагается дать инспектору ДПС временно аннулировать диагностическую карту и запретить эксплуатацию данного авто. А автовладельца, в свою очередь, обязать устранить поломку и пройти внеплановый техосмотр в течение 72 часов. Иначе - изъятие Свидетельства о гос. регистрации права собственности.
И что мы получаем в сухом остатке, если одновременно примут и поправки к процедуре прохождения техосмотра, и эти "замечательные" предложения (сделанные исключительно с одной целью - забота о нашей с вами безопасности конечно). Судя по всему, за то время, в течение которого многие автовладельцы просто покупали себе диагностическую карту не посещая пункт техосмотра, число СТО значительно снизилось, а из тех, которые реально работают, далеко не все готовы выложить кругленькую сумму за переоборудование. Не получится ли так, что они чисто физически не справятся с тем количеством машин, которые им нужно будет "освидетельствовать", а дополнительный объем "внеочередников" (причем, заметьте, с ограничением по срокам прохождения ТО) будет просто неподъемной ношей для них. И что тогда? Уже сейчас специалисты опять заговорили о том, что введение новых требований к процедуре прохождения техосмотра приведет к возникновению огромных проблем, так как проблема с недостаточным количеством СТО не решена. И, мне кажется, очень разумно звучит предложение запускать эту систему поэтапно: сначала для автобусов, потом - для коммерческого транспорта и т.д. Только вряд ли кто-то прислушается к этому предложению.
И вариантов в этом случае, как всегда, останется немного: на СТО заоблачные расценки для тех, кому "срочно"или возврат к договоренностям прямо на посту ДПС, что, на мой взгляд, еще более вероятно, как это ни печально. Или третий вариант: рост количества "серых" диагностических карт, так как их, наверняка, по-прежнему будут печатать на потоке.
P.S.: Не думаю, что подобные меры приведут к сильному повышению безопасности на наших дорогах. Согласно данным, опубликованным Росстатом, доля ДТП, произошедших из-за эксплуатации неисправных ТС на общем фоне невелика. Кроме того, на мой взгляд, даже своевременное прохождение техосмотра не дает гарантии в том, что, например через месяц у вас не перегорит та самая лампочка в фаре или поворотнике, или, не дай бог, не откажут тормоза на оживленной улице. В любом случае ответственность за свой автомобиль лежит, в первую очередь, на его владельце. А СТО всего лишь фиксирует состояние автомобиля в определенный момент времени, когда он находится у них. И вряд ли, даже если вы приедете "по направлению" от ГИБДД туда, где уже проходили ТО, вам повторят эту процедуру безвозмездно. А это значит, что принятие подобных предложений точно повысит только одно - количество денежных средств, изымаемых из карманов автомобилистов. Вряд ли это как это повлияет на безопасность. Разве только сбудется давняя мечта одного из руководителей нашего ГИБДД и количество машин просто станет уменьшаться из-за того, что выезд на дорогу станет слишком дорогим удовольствием для большинства из нас. Тогда и ДТП, безусловно, станет гораздо меньше.