Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Трагедия команды наиболее успешной подлодки США, которая в итоге сама себя торпедировала

Давайте сегодня поговорим о её последнем боевом походе, а в следующей статье - о её командире, самом результативном американском подводнике. И о том, у кого он учился.

Речь пойдёт о подводной лодке USS Tang (SS-306):

Спущена на воду 17 августа 1943 года. На торжественной церемонии по этому случаю:

-2

Вторая справа в первом ряду г-жа А.С. Питре (спонсор), третья - г-жа Сесили Олсен (почетная матрона). По-моему, именно она по-нашему называется крестной матерью корабля. Командира, кстати, на снимке нет. Зато есть конгрессмен.

А здесь лодка возвращается из второго патруля:

-3

В том походе потопить никого не удалось, зато во время дежурства у острова Трук были подобраны из воды 22 сбитых лётчика. На снимке командир лодки Ричард О´Кейн со спасёнными лётчиками:

-4

А это так называемый "боевой флаг" лодки. Маленькие флажки обозначают количество потопленных судов:

-5

Американцы вообще любили такие штучки. Вот другая лодка возвращается из боевого похода. Привязанная к перископу метла означает, что все атакованные цели были потоплены. Количество малых флажков - это число потопленных судов. А на вымпеле надпись: "Топи всех сучек сунза!" Бился-бился, что за сунза, так и не нашёл:

-6

Однако же перейдём к последнему, пятому патрулю Tang. В ночь с 10 на 11 октября 1944 года лодка потопила грузовые суда « Джошу Го» и « Чита Мару». 23 октября ночью О´Кейн пробрался внутрь японского конвоя и произвёл атаку из надводного положения. Первые торпеды поразили цели ещё до того, как были выпущены последние. В возникшей суматохе один танкер попытался таранить лодку, но та смогла увернуться и танкер врезался в транспорт. В итоге боя было потоплено ещё три судна.

Следующей ночью было совершено нападение на очередной большой конвой. Были потоплены ещё два судна, а также повреждены эсминец и транспорт. Я не смог однозначно установить, по какой из этих целей была выпущена последняя из 24 торпеда, электрическая Марк 18 с 280 килограммами взрывчатки Torpex . Но вместо того, чтобы направиться к цели, она пошла по кругу. О´Кейн отчаянно пытался уклониться, но ничего не получилось. Торпеда попала в кормовую часть лодки и взрыв был такой силы, что всех находившихся на мостике выбросило в воду, а внутри лодки несколько человек получили переломы ног.

Кормовая часть лодки стремтельно погружалась, а носовая продолжала оставться на поверхности. Глубина была всего 55 метров и все находившиеся внутри испытали ещё один ошеломляющий удар, когда корма ударилась о грунт.

-7

Люди в кормовой части все погибли от взрыва или захлебнулись в заполнившей отсеки воде. Спасением для остальнх было то, что командир в последний момент успел приказать задраить рубочный люк. В носовой части корпуса было устройство для аварийного покидания лодки. Но оставшиеся в живых 30 человек не могли подобраться к нему по наклонённым на 45 градусов поверхностям.

Однако матрос Клейтон Оливер смог открыть клапаны вентиляции второй балластной цистерны и лодка легла на грунт на ровном киле. До этого случая ещё ни одному американцу не удалось покинуть затонувшую подводную лодку и все об этом знали. На лодке имелись специальные дыхательные аппараты, так называемые "лёгкие Момсена"

-8

На снимке моряк в таком аппарате, а ниже схема спасательной камеры:

-9

В лодке где-то продолжали тлеть кабели, воздух заметно портился. Первые трое забрались в камеру, взяв с собой надувную резиновую лодку.

Мел Энос пошёл на выход первым и в темноте за что-то зацепился. Его отчаянный стук по корпусу прекратился через несколько минут. Остальные двое не рискнули последовать за ним. В камеру поднялась следующая четвёрка. Только двое вышли на поверхность. Клей Декер первым совершил четырехминутное всплытие, держась за выпущенный буйреп (специальная верёвка по-простому, на которой имеются узлы, определяющие, где надо сделать остановку, чтобы не пострадать от кессонной болезни. Сверху её поддерживает поплавок-буй). Билл Баллинджерон также достиг поверхности, но в состоянии, близком к смерти. Он слишком быстро поднимался на поверхность, и кессонная болезнь быстро убивала его. Баллинджер сразу утонул. Другой моряк из группы утонул во время подъема. Последний из них,  Генри Фланаган , был обнаружен без сознания, запутанным в спасательной веревке, когда камера была открыта.

Рисунок лейтенанта-коммандера Фреда Фримена
Рисунок лейтенанта-коммандера Фреда Фримена

С момента взрыва прошло шесть часов. Конец был вопросом минут. Некоторые уже были без сознания, другие просто смирились, лежа на двухъярусных койках, о чём они думали в эти мгновения? Некоторые молились.

В камеру вошли последние четверо, кто решился на это. Но потом один запаниковал и выбрался назад. Его заменил Генри Фланаган, который к тому времени пришел в сознание и был полон решимости снова попытаться подняться. Джесси Да Силва, Генри Фланаган, Хэй Тракк и Пит Наровански вышли на поверхность из этой группы. Они были последними, кто смогли спастись. Доктор Ларссон и Ховард Уокер , которые также пытались подняться, достигли поверхности в том же состоянии, что и Баллинджер, на грани смерти и с тромбоэмболией легочной артерии. Они оба утонули.

Выжившие люди собрались на поверхности у спасательного круга, где к ним присоединился командир О'Кейн, который восемь часов плавал в водах Тайваньского пролива с тремя другими моряками. Всего от команды осталось 9 человек.

Экипаж сначала ждал печально известный японский военно-морской исследовательский центр в Офуне под названием « Ферма мучений» , а затем - лагерь для военнопленных Омори. Японцы сильно недолюбливали пленных подводников.

От О'Кейна, который больше всего пострадал в качестве командира, в день освобождения лагеря остались только кости и кожа. Он весил сорок пять килограммов и не мог ходить сам. По словам врачей, ему осталось жить всего несколько дней. Но О'Кейн выжил, как и его товарищи с USS Tang . Он умер в феврале 1994 года, вскоре после того, как ему исполнилось восемьдесят три года.

А вот так пришлось покидать аварийную подводную лодку нашим морякам, не менее трагическая история:

Легко ли выйти из затонувшей подводной лодки

Эта статья набрала более полутора миллионов показов.

.................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь