Найти тему
Александр Асов и К°

Где искать святой град Кияр?

Кияр — город-сказка, город-легенда. Город богов и первых прародителей , эпическая Столица Мира... А был ли он? И если он был, то где искать его?

Ясно, что речь идёт о временах более древних, чем те, к которым «Повесть временных лет» относит основание Киева-на-Днепре. Речь идёт о временах Русколани...

Кияр. Коллаж А. Асова по рис. М. Преснякова
Кияр. Коллаж А. Асова по рис. М. Преснякова

Летописная легенда о первом князе Кие, первом строителе Киева, имеет исток в преданиях о более ранних эпохах. Князь Кий, заложивший Киев на Днепре, повторял деяния эпического героя и родовича Кия Старого.

Град Киев Антский, или Кияр, согласно «Книге Велеса», в последний раз основал Кий сын Ария Оседня (Алана II).

Было это в IX веке до н.э. Эту дату даёт текст дощечки III 22 (Бус III, 7:1–2). Приведу его: «И когда после готской войны обрушилась Русколань, мы ее оставили... И  так было через тысячу триста лет после века Кия, через триста лет после жизни в Карпатах и тысячу — после основания Киева».

Судя по этому тексту, град Кия Старого был основан им за 1300 лет до падения Русколани (имеется в виду нашествие гуннов, сокрушившее Русколань в 360-е годы н.э.), то есть это историческое событие произошло в IX веке до н.э. Это срок великого переселения сыновей Ария, а также родов Руса из Среднеазиатского Семиречья и прихода их в Восточную Европу и на Кавказ.

Даты этого исхода арийских племен подтверждаются археологической наукой. Раскопки древних могильников показали, что в эту эпоху в Причерноморье киммерийская культура (катакомбные захоронения) сменилась на скифскую (срубные могилы). Срубная скифская культура ранее была известна только в Средней Азии.

Итак, Кий Старый, сын Ария, пришёл из Азии на Кавказ, в Причерноморье, и основал град Киев. В «Бояновом гимне» его называют Кияр. Оба эти имени напоминают об основателе города князе Кие, но имя Кияр также говорит и о том, что в сём городе правила династия Яров.

Что рассказано в «Велесовой книге» о положении этого города?

Прежде всего — его отличают от града Киева на Днепре: «И ушли мы из края Иньского (Китая, Семиречья)... и прошли мимо земли Фарсийской (Персии, Ирана)... И тогда впервые поставили славяне мольбище в граде ином Киеве, который также назывался Киев» (Род I, 2:5–8). Это был «иной» Киев, не тот, что потом построили на Днепре.

Даются в текстах дощечек «Велесовой книги» и приметы, помогающие определить местоположение сего Древнего Киева, или Кияра Антского.

«И в эти земли потекли все три сына Ария... Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы Великой, до долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который начал обустраивать Киев, ставший русским. Много крови стоил тот исход славянам. Анты пренебрегали злом и шли туда, куда Арий говорил...» (Род III, 1).

Итак, приметы — гора Великая у южного моря, далее — долина между гор, анты. Уверен, «гора Великая» — это не Старокиевский холм на берегу Днепра, а долина в горах — это не поля и леса среднего Приднепровья.

Антами в разное время звали предков черкесов (в кабардинском эпосе), а также всех входивших в Антию (или потом Аланию, Русколань) восточных славян. Уже Плиний и Птолемей помещали антов к востоку от Танаиса (Дона). Страбон называл Кубань — Антикитс. А по словам Прокопия Кесарийского (VI в. н.э.), начиная от самого устья Дона, по левую его сторону простираются к северу «бесчисленные народы антов» («История войн», XI книга, VIII, 4, 9).

Вначале Антия охватывала северный и западный Кавказ. А после Великого переселения народов анты расселились в землях от Дона до низовий Днепра и затем до Дуная.

Горы Кавказа и высочайшая гора Европы и Передней Азии Эльбрус (5642м) полностью отвечают описанию «Великой горы», у которой Кий заложил Древний Киев (Кияр).

* * *

Приэльбрусское положение Древнего Киева подтверждают древние священные книги ариев: индийская Ригведа, иранская Авеста, а также и иранские и среднеазиатские народные сказания, обработанные персидским поэтом Фирдоуси в «Книге царей» («Шах-наме»). Согласно «Шах-наме», в горах Эльборз — иначе Алатырь — есть город Белого Дива, он же славянский Белый бог. И этот город покорил царь Кей Кавус, он же славянский Кий.

В поэме этот город царя Кия (Кей-Кавуса, а ранее Белого Дива) сравнивается с чудесным райским садом, то есть с Ирием, а также именуется городом-храмом.

Ты скажешь, не город — языческий храм:
Цветами, парчой все украшено там...
Раскинулся город как рай перед ним,
Пленяя невиданным блеском своим...
Сокровища всюду: там — клад золотой,
Здесь лалы и жемчуг слепят красотой...
В алмазных уборах, нарядны, стройны,
красуются девы свежее весны.
«Шах-намэ» (Кей-Кавус, 11371—11386)

Иранский эпический герой и царь Кей-Кавус — богоборец. Кавус и его слуга Ростем (очевидно, славянский Рус) побеждают Белого Дива, затем строят семь дворцов на склонах Эльборза.

Затем Кей-Кавус пытается подняться на троне, к которому привязывает орлов, в высь, в небесное царство к трону Всевышнего. Но возгордившегося и взявшегося за непосильное дело Всевышний наказывает и низвергает.

Мировую гору, у которой строил свой город Кий, искали по всему востоку — и в Гималаях, и на Памире, и в Анатолии, поскольку каждая из великих гор — суть образ Великой Мировой горы, пребывающей в духовном мире.

Однако в «Велесовой книге» имеется в виду именно Эльбрус. Мы знаем, что IХ веке до н.э. на Кавказ, в Приэльбрусье, пришли из Семиречья скифы, ведомые князем Кием Старым. И вновь повторилась история, которая уже происходила в глубокой древности на сей раз с первым прародителем и князем Яром). Были покорены местные жители и заложен великий город.

И именно этот Киев упоминается в «Бояновом гимне». По-видимому, Боян приводит антскую форму имени этого города — Кияр. Кияром называли Киев Антский на Кавказе. До нас дошла также армянская легенда об основании города, именуемого созвучно — Куар, приводимая армянским летописцем, монахом Зенобом Глаком (IV в. н.э.) в сочинении «Хроники Тарона».

Приведу текст этой легенды, ибо он сохранил многие подробности о переселении Ария и его сыновей из Семиречья, коих нет в «Велесовой книге».

«Деметр и Гисаней были князья индов и братья племенами... Они построили город и назвали его Вишап. Прийдя затем в Аштишат, они поставили здесь идолов Деметра и Гисанея, которых они почитали в индах. Спустя пятнадцать лет армянский венценосец убил обоих индов, не знаю из-за чего, и дал власть трём их сыновьям: Куару, Мелтею и Хореану. Куар построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени; а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей, а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его Хореан... И по прошествии времён, посоветовавшись, Куар, и Мелтей, и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, т.к. был там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение, и поставили двух идолов: одного по имени Гисанея, а другого по имени Деметра» (Из книги Н.Я. Марра «Книжные легенды об основании Киева на Руси и Куара в Армении». М., 1924).

О ком повествует эта легенда?

Деметр — это Арий, ибо «арий», он же «орий», «оратай», значит по-древнерусски «пахарь», а Деметра — богиня земледелия, пахоты. Потому и Ария могли именовать Деметром. Гисаней — это Кисек «Книги Велеса», который не хотел соединиться с родом Ария и потому потерпел поражение от племени ягов. Возможно, Кисек — это прародитель казаков. Учитывая неопределённость гласных в «Книге Велеса», его имя могло звучать и как Казак.

Упоминаемые Зенобом Глаком Куар, Мелтей и Хореан — это Кий, Щек и Хорив, сыновья Ария. Согласно армянской легенде, один город они построили в области Палуни, возможно речь идёт о городе Голуни в земле полян. А другой «по прошествии времён» — у некоей горы Каркея. Полагаю, во втором случае речь идёт об основании близ Эльбруса града Кияра — Киева Антского.

Название горы Каракая суть переиначенное на тюркский лад имя: «гора Кия». В тюркском языке это имя переосмыслено, как «чёрная скала». В Приэльбрусье название «Каракая» встречается дважды. Так называют гору Каракая (высота 3350 м) в верховьях реки Малки у урочища Джелы-Су. Она является ближайшим отрогом Эльбруса, и соединена с ним ледниками. От вершин Эльбруса до вершины Каракая около 12 километров.

Вторая гора Каракая расположена на 60 километров восточнее, в верховьях реки Чегем. Эта гора отностся к Скалистому хребту, проходящему параллельно Большому Кавказскому, то есть он не входящему в ту же горную систему, что и Эльбрус. И эта гора Каракая на 300 метров выше горы, расположенной близ Эльбруса.

У какой же из этих гор нам следует искать Кияр Антский?

Разрешить этот вопрос нам поможет великий турецкий путешественник (абхазец по матери) Эвлия Челеби.

Об этом выдающемся учёном и писателе XVII века следует рассказать особо, ибо именно он приводит наиболее важные сведения о Кавказе и о древней арийской столице — Кияре, почерпнутые из ныне утраченных источников.

Эвлия Челеби (полное имя — Эвлия ибн Дервиш Мохаммед Зилли) в начале своего жизненного пути служил хафизом (то есть чтецом Корана) в мечети Айя-София в Стамбуле. Согласно легенде, однажды у него было мистическое видение, определившее его судьбу.

Приснилось Эвлии, что в мечети к нему явился пророк Мухаммед. Эвлия решил испросить у пророка заступничества (арабск. «шефат»), однако из-за охватившего его волнения он ошибся и произнёс другое слово «путешествие» (арабск. «сейхат»). И этот дар был ему даден вместе с разрешением поцеловать руку пророка. После сего видения Эвлия Челеби объехал все земли, входившие в Османскую империю, и написал 10 томов описаний своих странствий по свету, наполненных уникальными этнографическими сведениями.

Одна из наиболее ярко написанных книг Эвлии Челеби посвящена родине его матери, Северному Кавказу, где есть глава с рассказом о Пятигорье и Приэльбрусье.

Окрестности города Кияр он посетил в 1666 году, когда они ещё принадлежали Османской империи. И посвятил сему городу в своей «Книге путешествий» главу третью «Описание древних городов и великого города земли Дагестанской, то есть описание древнего города Ирак-и-Дадиан», иначе «описание Ирийского града в земле Дадиан». Дадианской землёй именовалась вплоть до конца XIX века Мингрелия, а в те годы (со времён царицы Тамары) эта земля включала и Приэльбрусье.

Согласно книге Эвлии Челеби, он пересёк реку Баксан (Бахистан) и в верховьях реки Чегем нашёл развалины этого великого города. По сообщению Эвлии, этот город был основан после Потопа четырьмя шахами Ману, «правление которых продолжалось по 120 лет» (это явно ведические прародители Ману).

Потом в нём правили первые арийские цари (иранские шахи) из легендарной династии кеянидов, от которых произошли позднейшие сасанидские шахи (и, как мы знаем, первые русские князья — киевичи).

«Город был таким благоустроенным, что и в настоящее время следы его строений видны на расстоянии в два перехода». «В древние времена, в эпоху кеянидов (то есть киевичей), в городе было двести тысяч владельцев домов неописуемой красоты. Там сохранились следы двухсот тысяч лавок и ста тысяч творений рук человеческих... школы, дервишские монастыри, дома отшельников, дворцы вельмож и другие образцовые и благоустроенные здания, бани для омовения, христианские монастыри и лавки, где торговали едой и тканями. За один день невозможно было обойти указанные строения. На дверях нескольких сот тысяч разрушенных строений сохранились различные искусно сделанные тарихи-надписи в виде линий из настоящего яхонта...»
«Но Ирак-и-Дадиан лежит в развалинах... Известно, что во время похода, совершённого Тимур-ханом в Крымскую землю и направленного против Тохтамыш-хана, население Ирак-и-Дадиан составляли люди... сильные и храбрые, и они не покорились Тимур-хану. Поэтому Тимур-хан осадил Ирак-и-Дадиан. Обратив за семь дней и ночей этот город с его семью крепостями в руины, он убил баксанского султана...»

Кстати говоря, сего правителя историки Тимура именуют Бурханом, так по-тюркски звучит имя Будды, что говорит о исповедании буддизма в этом городе.

Эвлия Челеби и его спутники перешли «через высокую гору, именуемую Тауса, которая находится в двух часах пути к югу от разрушенного города, и осмотрели этот город, лежащий в руинах». «И эта область представляет собой целый мир. Тут я со своими слугами насчитал восемьсот минаретов. Они сохранились на площадях в виде башен. И теперь ещё разнообразные остроконечные купола с зелёной, жёлтой, красной и голубой глазурью украшают развалины города. И несколько сотен тысяч куполов стоят посреди развалин, устремив свои головы к небесам. Пышность этих куполов и сводов поражает... Короче говоря, эту страну разрушений пришлось бы описывать в течение сорока дней...»

Верхний Чегем. Фото 1975 г.
Верхний Чегем. Фото 1975 г.

Описал Эвлия Челеби и кладбище этого города, где особо почитались могилы легендарных первых арийских царей Сама, его сына Заль-Зера (они же в русских легендах, и в «Книге Велеса» — Само и Зорян), а последний с помощью волшебной птицы Симург породил Рустама (он же прародитель Рус).

«Поблизости этого кладбища, — сообщил далее Эвлия Челеби, — пролегал путь Искандера Великого (Александра Македонского) от Каспийского моря к Чёрному. Искандерова стена, которая протянулась на несколько переходов, видна из пределов этой страны. Она возвышается до небес. Это — великая стена...»
«Осмотрев этот город, затем выпив «воды жизни» и перейдя через реку Чегем, мы шли ещё два часа до реки Лачек (Черек)... и затем достигли реки Терек, которая, протекая в западном направлении, впадает в Каспийское море у основания Терской крепости московитов».

Прошло ещё триста лет. И теперь мы также можем проехать, но уже не на лошадях, а на экскурсионном автобусе от Пятигорска или Кисловодска к Верхнему Чегему по живописному Чегемскому ущелью. По дороге путников встречают многочисленные торговцы изделиями из овечьей и козьей шерсти местного производства. Здесь предлагают кофточки и юбки, свитера и шали, носки и рукавицы. Всё сделано добротно и красиво... А далее дорога ведёт в таинственное ущелье, высота стен коего достигает 3 000 метров, при ширине не более 15, и где можно полюбоваться водопадами и бурной рекой Чегем.

И затем дорога выводит к селению Верхний Чегем, от которого можно подняться к развалинам города и гробниц древнего Кияра, который ныне почти полностью ушёл в землю...

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси