Совсем недавно по маршруту Москва-Кострома стал курсировать скоростной поезд №716/715 обслуживаемый составом Ласточки, первый скоростной поезд на ярославском направлении.
Это во всех смыслах позитивная новость - новый поезд это всегда хорошо. Несмотря на постоянные "рассказы" железнодорожников, что участок Александров-Ярославль перегружен грузовыми поездами, а там их порядка 60 пар, удалось проложить действительно очень быструю нитку среди всех этих пассажирских, грузовых и пригородных поездов за 2 часа 57 минут при этом маршрутная скорость на участке Москва-Ярославль составила целых 94 км/ч.
Вообще ярославское направление в последнее время не балует пассажирские поезда высокими скоростями за исключением поездов сотой нумерации Москва-Ярославль
и поезда №108/107 Москва-Вологда.
Время в пути пассажирских поездов на участке Москва-Ярославль, как правило составляет долгих 4 часа иногда и больше вот наиболее яркие примеры:
на участке Москва-Ярославль
№16 Москва-Ярославль 4 часа 39 минут
№234 Москва-Архангельск 4 часа 2 минуты
№70 Москва-Чита 4 часа
аналогичная ситуация в обратном направлении Ярославль-Москва
№1 Владивосток-Москва 4 часа 29 минут и это поезд "Россия"
№15 Архангельск-Москва 4 часа 25 минут
№67 Абакан-Москва 4 часа 27 минут
Учитывая, что на "пространстве 1520" скорым поездом считается поезд которого средняя/маршрутная скорость движения 50 км/ч и более, то по бумагам всё нормально, скорый поезд может ехать и 5,5 часов до Ярославля))
На направлении ежесуточно курсирует всего 15-18 пар пассажирских поездов различной категории, но при этом в графике движения заложены обгоны пассажирских поездов друг другом, что вызывает существенное снижение привлекательности одного поезда по отношению к другому - получается поезда конкурируют друг другом, а не с другими видами транспорта. При этом считаю важным отметить, что спрос на этом направлении железнодорожным транспортом не удовлетворён в полном объёме: совсем недавно из Москвы в Ярославль и обратно начали летать самолёты, малой вместимости - Сухой Суперджет 100.
Курсирующие дневные поезда сотой нумерации Москва-Ярославль до наступления карантина ходили с населённостью 95-100% особенно в пиковые периоды выезда, поэтому им к началу массовых новогодних и рождественских перевозок 2019/2020 гг. увеличили схему состава с 14 до 16 вагонов, что весьма положительный и правильный шаг, в последнее время схемы только уменьшали практически на всех направлениях. Эти поезда имеют наиболее удобное зеркальное расписание по Москве и Ярославлю утро, день и вечер; достойное время в пути 3 часа 20 минут, к ним в дополнение был назначен в поезд №108/107 Москва-Вологда, который оптимально попал со временем отправления/прибытия.
Назначение нового скоростного поезда №716/715 Москва-Кострома электропоездами Ласточка, теперь это сдвоеннная Ласточка,
кроме позитивных, как это часто бывает у нас, принёс и негативные последствия. Так ускоренный дневной Экспресс №104 Москва-Ярославль стоит на обгоне по Ростову-Ярославскому 15 минут, в результате получилось "тут лечим, тут колечим" - различные "дочки" РЖД конкурируют друг с другом, но не с другими видами транспорта. А поезд №104 Москва-Ярославль стал менее привлекательным и удобным, логичнее взять билет на Ласточку - выехать позже, а приехать раньше. Увы, так часто бывает, когда при выполнении задачи - назначение скоростного поезда, к другим поездам отношение второстепенное и не внимательное. Проанализировав график движения, можно прийти к выводу, что если внести в него продуманные изменения, а не минимальные, то обгон можно убрать. При это Ласточка не станет идти дольше, а 104-ый не замедлится.
тут есть 2 варианта:
1 вариант оптимальный
отправление поезда №104 Москва-Ярославль остаётся без изменений в 14:45, а отправление поезда №716 Москва-Кострома перенести на 15:25 (+15 минут) в этом случае необходимо будет также скорректировать график электропоезда №6328 Москва-Александров отправление сделать в 15:15 вместо 15:05.
2 вариант нормальный
отправление поезда №104 Москва-Ярославль сделать на 20 минут раньше в 14:25, вместо 14:45 и частично подкорректировать местные электропоезда в пределах 5-10 минут.
В обоих случаях поезда будут только дополнять друг друга не создавая внутренней железнодорожной конкуренции, что весьма важно в настоящее время - когда пассажиру есть из чего выбирать.
К сожалению в новом графике движения 2020/2021 гг. подобные изменения не произошли, наверно рано ещё об этом говорить, но буду надеяться, что понимание придёт и всё расставят на свои места.
Больше удобных и регулярных поездов.